Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Определение числа оборотов электродвигателя эхолота
Определение числа оборотов электродвигателя эхолота при промере производят через каждые 1—2 часа работы, а после чистки и регулировки эхолота через каждые 30 мин. в течение 3—4 час.
При нормальной работе эхолота отклонение числа оборотов от номинального или установленного значения не должно превышать, в зависимости от типа эхолота, 0.5-1 %.
Если отклонения числа оборотов электродвигателя эхолота превышают указанные пределы, то следует произвести регулировку скорости вращения электродвигателя, руководствуясь правилами эксплуатации эхолота.
Результаты всех наблюдений за скоростью вращения электродвигателя эхолота, также его регулировки записывают в соответствующих местах на эхограмме или в журнале промера.
В зависимости от типа эхолота число оборотов электродвигателя определяют с точностью до +0.3% одним из следующих способов:
— по имеющемуся в эхолоте специальному индикатору;
— по вспышкам контрольной лампочки.
Определение числа оборотов электродвигателя эхолота по вспышкам контрольной лампочки производят следующим образом. В момент одной из вспышек лампочки запускают секундомер и одновременно начинают счет вспышек. Первую вспышку, при которой включается секундомер, считают за нулевую. В момент 90-й (или любой другой, установленной для данного типа эхолота) вспышки секундомер останавливают, а на эхограмме или в журнале промера записывают с точностью 0.1 сек. время за 90 (или другое число) вспышек. Зная время, в течение которого произошло установленное число вспышек контрольной лампочки, по графику (рис. 4.2 для эхолота НЭЛ-5) определяют число оборотов электродвигателя эхолота в минуту.
ГРАФИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛА ОБОРОТОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЭХОЛОТА.
Рис.5.2 |
Подобные графики должны быть для каждого типа эхолотов, используемых на промере с данного судна.
Следует иметь в виду, что по вспышкам контрольной лампочки определяется лишь средняя скорость вращения электродвигателя за некоторый промежуток времени. Однако у эхолотов иногда возникают мгновенные колебания скорости двигателя порядка +2—3% которые являются следствием плохой работы АЦР и обнаруживаются по характеру записи глубин. Признаками возникновения мгновенных колебаний скорости двигателя являются:
— нечеткая запись глубин;
— появление двойной записи дна (вне зависимости от грунта);
— пилообразная запись линии дна (в штилевую погоду);
— изменение глубины при переключении диапазона или фазы.
Устранение этих явлений достигается регулировкой АЦР эхолота.
Во время промера, а также при тарировании и проверках эхолота напряжение судовой электросети не должно отклоняться от поминального более чем на +5—10% в зависимости от типа эхолота.
Фактическое напряжение записывают на эхограмме или в журнале промера не реже чем через 1—2 часа работы одновременно с записью числа оборотов электродвигателя эхолота.
По записанному на эхограмме профилю дна ежедневно или в течение ближайших дней производят выборку глубин, подлежащих нанесению на рабочий планшет или кальку глубин. При этом на профиле отмечают выбранные точки, тщательно снимают каждую глубину и записывают карандашом у линии дна на соответствующей ординате эхограммы.
Отсчеты глубин навигационных опасностей по эхограмме обводятся красным карандашом.
Закреплять или поднимать записанную на эхограмме линию дна, даже в случае нечеткой записи, категорически запрещается.
Исключение составляют эхограммы на влажной электрохимической бумаге, где для сохранения записи она закрепляется тонкими линиями мягким карандашом.