Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Комбинированная засечка
Сущность способа комбинированной засечки состоит в одновременном измерении двух углов: на берегу теодолитом между береговым ориентиром С и катером Р, а на катере секстаном между теодолитным постом А и опорным пунктом В (рис. 6.2). Подготовка теодолитного поста, измерение углов, организация и связь соответственно те же, что и при способах прямой и обратной засечек.
КОМБИНИРОВАННАЯ ЗАСЕЧКА Рис.6.2
|
Средние квадратические ошибки определения места М в метрах способом комбинированной засечки рассчитывают по формуле
где -средняя квадратическая ошибка измерения угла теодолитом между ориентиром С и катером Р в минутах дуги; можно принять=+1.0’;
— средняя квадратическая ошибка измерения угла на катере секстаном в минутах дуги; можно принять м
— угол, измеренный секстаном на катере, между теодолитным постом А и опорным пунктом В;
а — расстояние между теодолитным постом А и опорным пунктом В в километрах;
D — расстояние от определяемой точки Р до опорного пункта В в километрах.
Для установки теодолитного поста следует выбирать хорошо видимый с моря геодезический или навигационный знак. В случае, если хорошо видимые ориентиры для установки теодолитного поста использованы быть не могут, вторую линию положения получают путем измерения с катера угла между двумя хорошо видимыми опорными пунктами, а не между опорным пунктом и теодолитным постом.
При
определении места способом комбинированной засечки катер следует с промером по галсу, используя указания берегового поста и собственные измерения.
Для прокладки определений на рабочие планшеты должны быть заранее нанесены сетки лучей (дирекционных углов) и дуг вмещающих окружностей.