Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Альтернативный вид транспорта. История дирижаблей
В первой трети двадцатого века энтузиасты воздухоплавания были всенародными героями, в эти годы они с одинаковой легкостью покоряли воздушные просторы и женские сердца. Своими успехами бесстрашные пилоты оказались обязаны немецкому офицеру, побывавшему в Америке во время Гражданской войны в США. Его чрезвычайно заинтересовали аэростаты, которыми противники пользовались для ведения воздушной разведки. Здесь впервые в жизни он поднялся в воздух, и полет над рекой Миссисипи настолько покорил этого человека, что навсегда он связал свою жизнь с воздухоплаванием. Звали немецкого офицера граф Фердинанд фон Цеппелин (8 июля 1838 — 8 марта 1917). И с тех пор слова «дирижабль» и «цеппелин» стали синонимами.
Как известно, первый дирижабль был сконструирован в Германии. Появился он благодаря графу фон Цеппелину. Построение этого летающего гиганта было мечтой всей его жизни, которую он и осуществил. Впоследствии его имя вошло в историю еще и потому, что дирижабли с жёсткой конструкцией именовали цеппелинами. Граф фон Цеппелин основал компанию, которая занималась производством этих воздушных бастионов. Стоит заметить, что за всю историю, эта компания выпустила более ста дирижаблей. Это число может показаться незначительным, но вдумайтесь, насколько сложен процесс постройки дирижабля! Именно поэтому они стоили очень дорого, и путешествовать на них могли себе позволить только представители весьма обеспеченных слоев.
Проведенные исследования подтвердили, что аэростат может быть очень ценным средством при обороне крепостей, но, для того чтобы научиться хорошо использовать его в полевой войне, нужно еще много кропотливо и упорно трудиться. К такой работе над новым и сложным делом командование русской армии оказалось неспособно. Поэтому интерес к аэростатам в военном министерстве ослабевал. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов о воздушных шарах не вспоминали, хотя блокадой Плевны руководил генерал Тотлебен, который был в свое время председателем комиссии по применению воздухоплавания для военных целей.
В конструкции дирижабля можно выделить два основных элемента: вытянутый шар, состоящий из каркаса, обтянутого внешней оболочкой, и содержащий воздух; гондола, в которой находятся элементы управления дирижаблем и комнаты для экипажа и пассажиров. Таким образом, дирижабли задействовались как для перевозки пассажиров, так и для перевозки грузов, а также во время военных конфликтов. Компания графа фон Цеппелина выпускала как серийные модели дирижаблей, так и занималась производством цеппелинов по индивидуальным заказам. Иногда модели дирижаблей поражали своей уникальностью.
Одним из самых известных дирижаблей являлся «Гинденбург». Это был летающий аппарат громадных размеров: около 250 метров в длину и около 40 метров в диаметре. Но более всего удивлял объём этого гиганта – 190000 кубических метров!! Это был летательный аппарат огромной мощности, обладавший невероятными возможностями. Но его размеры являлись в то же время и его главным минусом. Дело в том, что такой большой дирижабль очень трудно контролировать при посадке. Именно этот фактор стал основной причиной того, что этот цеппелин разбился и был уничтожен огнем. Вместе с дирижаблем погибли 36 человек…
Производство дирижаблей, летающих кораблей, как их называли в то время, быстро развивалось и в других странах. Начиналось строительство кораблей в Великобритании, внедрялись новые технологии. Главным достижением британского дирижаблестроения можно смело назвать открытие возможности швартовки летающих кораблей к мачтам, что делало процесс приземления цеппелина более удобным, а главное, безопасным. Ещё одной страной, заинтересовавшейся дирижаблями, стали США. В развитие этой отрасли авиастроения в Штатах вкладывались огромные денежные средства, что привело к возрастанию популярности дирижаблей среди населения.
Заметную роль в развитии воздухоплавания сыграл английский воздухоплаватель Чарльз Грин. 19 июля 1823 года в Лондоне Грин запустил первый аэростат, наполненный вместо водорода светильным газом. Он же впервые предложил использовать гайдроп — длинный и толстый веревочный канат, закрепленный одним концом в корзине, который сбрасывался на землю при приземлении, обеспечивая за счет постоянного снижения своего веса плавное уменьшение скорости спуска аэростата. Грин трижды перелетал Ла-Манш, выполнил более 1400 полетов, из них ряд с научными целями в 1852 году вместе с Джоном Уэлшем. В 1861-1863 годах около тридцати чисто научных полетов совершили директор метеорологического бюро в Гринвиче Джеме Глешер и воздухоплаватель Коксуэл.