Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Понятие логистики. Краткий исторический очерк
Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение.
История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания.[2]
По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу.
В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. Так, во времена византийского царя Леона VI (865-912 гг. н. э.) считалось, что задачи логистики – вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная забота о ее потребностях, подготовка каждого акта военного похода.
Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась к середине XIX века.
Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Благодаря четкому взаимодействию военной промышленности, транспорта и снабженческих баз, американская армия была обеспечена горюче-смазочными материалами, оружием и продовольствием в необходимых количествах.
Именно поэтому во многих странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными и финансовыми потоками[3] в экономической сфере. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60 – 70-е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Явный выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров. [4]
Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых увязываются функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
Россия внесла значительную лепту в развитие логистики. Еще в начале XX столетия петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием «Транспортная логистика». На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения. Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны.
В Советском Союзе в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций. В период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта. В послевоенный период логистика получила дальнейшее развитие. В частности, в 1950 г. издан труд Б. Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота». В этом труде сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилось к требованию рациональной организации перевозок грузов в требуемом количестве, необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.
В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология. Концепция отечественных ученых изучалась западными специалистами. В настоящее время она положена в основу развития единой Европейской транспортной системы.[5]
В настоящее время можно отметить и более широкий подход к логистике, который кроме вышеназванного включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса движения товаров.