Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Конкурентоспособность
Ценовая конкуренция бывает прямой и скрытой. В первом случае фирмы широко оповещают общественность о снижении цен на выпускаемые товары, во втором – выводят на рынок новый товар со значительно улучшенными потребительскими свойствами, цена же его при этом повышается незначительно.
2. Неценовая конкуренция. Она характеризуется тем, что на первый план выдвигается более высокое, чем у конкурентов, качество товара. Товар совершенствуется в области надежности, дизайна, комфорта, особое внимание при этом уделяется цене потребления.
Конкуренцию, конкурентов и их стратегию изучают теми же методами, что и рынки [14]. Для рыночного успеха важны все составляющие, но особо значимыми являются следующие:
1) главные факторы конкурентоспособности чужих товаров;
2) деятельность в области рекламы и стимулирования сбыта;
3) практика в торговых марках товаров;
4) привлекательная сторона упаковки товаров;
5) организация гарантийного и послегарантийного сервиса;
6) сбыт и его организация;
7) каналы товародвижения.
Любой товар, реализуемый на рынке, должен рассматриваться только в комплекте, только в единстве с другими, дополняющими товарами и услугами, иначе он практически неконкурентоспособен.
Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выдержать соперничество, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.
Параметры, определяющие конкурентоспособность.
Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик [8]. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара (Приложение № 2):
1.Технические параметры. Они включают:
а) параметры функционального назначения – свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, металлообработка, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);
б) эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций;
в) конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения , присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность);
г) эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара.
2.Нормативные параметры. Они характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.
3.Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты – расходы на все виды ремонта, обучение персонала и т.д.
Стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребности, покупатель в то же время придает большое значение всем затратам, которые будут с этим связаны. Для него покупка товара означает лишь исходный пункт удовлетворения потребности в течение определенного периода. Для многих видов товаров реализация полезного эффекта (полезных свойств товара) достигается в ходе эксплуатации, связанной с дополнительными расходами – на ремонт, регулировку, расход энергоресурсов, вспомогательных материалов и т.д. Таким образом, при удовлетворении потребности покупатель несет расходы как по приобретению товара, так и по его потреблению. В целом эти затраты представляют собой сумму, называемую ценой потребления.