Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Чубайс и Немцы
Для «Зари» Виктор Ющенко стал альфой и омегой – приват-марафон «Машпроекта» по странному совпадению начался, когда правительством Украины руководил все тот же нынешний президент!
Предполагалось, что на базе тогда еще николаевского ПО «Заря» будет создано совместное украино-российское предприятие.
В рамках СП планировалось освоить выпуск новых видов газотурбинной техники, с которой можно будет выйти на крупные международные рынки. Правительство Ющенко рассчитывало только за первые пять лет работы СП получить чистой прибыли порядка 1 миллиарда гривен. Предполагалось, что учредителями СП будут Фонд госимущества, руководство предприятия «Заря» и ЗАО «Зангаз-Украина» с украинской стороны и ОАО «Мосэнерго» (структура, аффилированная с РАО «ЕЭС») - с российской. Почти вся предварительная работа по созданию СП была уже проведена - эту информацию озвучил губернатор области, который тогда работал в коммерческих структурах и занимался вопросом создания совместного предприятия на базе еще ЮТЗ «Заря». - На тот момент, речь шла, кажется, о 60 миллионах долларов. Сейчас, конечно же, цена предприятия намного выше, - резюмировал Александр Садыков. Тогда, в ноябре 2000 года оставалось получить согласие трудового коллектива ПО «Заря», - и на этом приватизация заглохла. Но дело решал не только глас народа – причиной тормоза стал конфликт между Кабмином и Фондом госимущества.Стоило экс-главе Фонда Александру Бондарю засветиться с официальной позицией по поводу смены формы собственности ПО «Заря», как за дело взялся первый вице-премьер Юрий Ехануров, который заявил - Кабмин считает, что приватизировать ПО необходимо через коммерческий конкурс.Таким образом, интересы ФГИУ и Кабмина, сходясь на одном предприятии, оказались разновекторными.
Хотя сути это и не меняло – все равно пакет акций ПО «Заря» в размере 50% + 1 был запланирован к продаже распоряжением Кабмина Ющенко от 29.03.2001. Но в мае того же года премьер-министром стал Анатолий Кинах.
И, когда деньги на выкуп «Зари» уже приготовила немецкая компания MAN Turbomaschienen AG, предприятие продавать вдруг отказались. В силу каких причин – нужно спросить у экс-президента Кучмы…