Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Цена вопроса
В области судового, корабельного газотурбостроения у предприятия нет аналогов в СНГ, основными конкурентами являются ведущие фирмы мира: «Дженерал электрик», «Дженерал Моторс», «Сименс», «Прат-Уитни», «Роллс-Ройс».
Многие наблюдатели считают, что перевод предприятия из госсобственности в частную необходим истинным заказчикам приватизации для того, чтобы уничтожить сильного конкурента.
А она была и остается жесткой: газовые двигатели с маркой «Заря» установлены и работают на судах военных флотов США, Индии, Греции и других стран. В настоящее время российские судостроительные заводы строят корабли в расчете на газовые турбины объединения. Гигант РАО «Газпром» также эксплуатирует газовые турбины производства «Зари». - С 1975 года, когда николаевские турбины стали поступать на газотранспортные системы, СССР наращивала добычу голубого топлива на 50 миллиардов кубометров в год. Такого в мире никогда не было, - заявил на одном из юбилеев предприятия посол России в Украине Виктор Черномырдин. Помимо всего прочего, годовой объем поступления валюты в Украину только за выполнение ремонтных работ «Зарей» составляет свыше 25 миллионов долларов. А после продажи вся прибыль будет в виде дивидендов идти не в бюджет государства, а за рубеж… Не жалуют инициативы президента и аналитики. После заявлений Виктора Ющенко, отвечая на вопросы информационного агентства УФС, начальник аналитического отдела ООО «Арт-Капитал» Виталий Шушковский подчеркнул: - На мой взгляд, ущербной является сама практика приватизации крупнейших компаний путем продажи контрольного пакета стратегическому инвестору. Такие предприятия, как «Криворожсталь», «Укртелеком», «Одесский припортовый завод» или «Заря-Машпроект», при грамотном менеджменте сами бы смогли через пару лет выступать стратегическими инвесторами для других украинских и зарубежных компаний. Местные аналитики связывают желание новой власти приватизировать предприятие с тем, что его директор Юрий Бондин на выборах-2004 был доверенным лицом Виктора Януковича.
Но вряд ли этот мотив имеет место. Хотя Бондин и был последовательным противником приватизации, сегодня, сохранив должность (в отличие от других николаевских директоров – см. Морская болезнь Минтранса), неожиданно стал ее горячим сторонником.Недавно гендиректор собрал руководящий состав и в присутствии главы ОГА Александра Садыкова заявил о необходимости продажи предприятия.
Была даже назначена комиссия по подготовке к приватизации, которая уже заручилась поддержкой Фонда госимущества.
А, находясь в Николаеве, лидер социалистов Александр Мороз заявил, что глава ФГИУ Валентина Семенюк выполнит любое решение правительства…