Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Заключение
В конце сороковых годов, на юго-востоке окраине Николаева развернулось строительство крупного завода, которому впоследствии было присвоено название Южный турбинный завод. Тогда мало кто знал об этом. Лишь проезжая мимо, Николаевны видели слева от шоссе, обнесенным каменным забором обширную территорию да стены строящихся на этой территории промышленных сооружений.
Само шоссе, ведущее в нынешний Корабельный район, вскоре было реконструировано и покрыто бетоном, а вдоль его левой стороны, поблизости от строящегося завода, стал расти жилой поселок. Сюда протянули трамвайные пути. Строящийся новый район пользуется большой популярностью в городе. Большинство людей говорили, что этот завод будущее города. ЮТЗ «Зоря» стал еще одним промышленным центром в городе. Уже в 1954 году ЮТЗ стал работать, но еще не на полную свою силу . Главный корпус завода еще насыщался оборудованием, и все производство сосредоточилось в блоке вспомогательных цехов.
Большая группа рабочих завода была отправлена на обучение на заводы Ленинграда и Харькова. Завод выпускал пака, что кровати насосы и подготавливался к выпуску основной своей задачи, к выпуску турбин. В те времена только начиналась освоение первой газотурбиной установки М-1, этот проект был привезен незадолго перед тем конструкторами бюро С.Д. Колосова. В то время в городе еще не было СПБ «Машпроект», конструкторское бюро было одним из подразделений завода. Ядро конструкторского бюро составляла большая группа конструкторов, прибывшие из Казани в августе 1954 года и немедленно приступили к разработки новых газовых турбин. Рабочие завода получили работу, после того как завод был полностью готов к строению первых своих газовых турбин. Период становления предприятия был очень трудным, так как предстояло освоить выпуск такой сложной техники как газовые турбины. Рядовым инженерам надо было самим учится, и учить других людей выполнять работу высокой точности, говоря прямо в примитивных условиях.
Вспоминая 1954 – 1955 годы, необходимо сказать, что это были годы напряженной работы по освоению нового технологического оборудования. Коллектив рос, пополнялся опытными рабочими и инженерами с разных предприятий, где были свои нормы, своя система планирования и учета производства. Нужно было находить оптимальные решения для этого предприятия. Так, молодые рабочие получали хорошую подготовку по многим станочным профессиям в инструментальном цехе, и это дало возможность подготовить рабочие кадры для создания высокоточных узлов и деталей изделий основного производства, особенно таких ответственных, как шаровые муфты, турбинные лопатки различных профилей, корпуса турбин.
Начиная с 1956 года, впервые в мировой практике, было освоено производство и серийный выпуск ряда корабельных газотурбинных установок, с большим диапазонам мощностей.
Развитие морского газотурбостроения продолжалось в 70-80-х годах с опережением высокоразвитых стран мира не менее чем на 10 лет, и в этом неоспоримая заслуга и весьма значительный вклад конструкторов СПБ «Машпроект», производственником и технологов завода «Зоря», ведь не зря завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.