Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Система «коммон рейл»
Дизельному двигателю уже 100 лет, но именно в наше время развитие его конструкции пошло необычайно быстрыми темпами. Знаменитейшие фирмы представляют новинку за новинкой, сулят небывалые ранее результаты. Здесь речь пойдет о новой системе впрыска «коммон рейл», устанавливаемой на дизельные двигатели.
Нынешние дизельные двигатели гораздо совершеннее тех, что были 10-15 лет назад: большинство из них снабжены турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха, а литровая мощность многих перевалила за 37 кВт/л (50 л.с./л). В конце 70-х это считалось совсем неплохим показателем для «атмосферных» бензиновых двигателей. Динамические качества автомобилей с такими дизелями, равно как и максимальная их скорость, вполне на высоте. Так что те, кто по-прежнему считает дизель маломощным, трясучим и вонючим, заблуждаются, особенно если учесть, что в начале этого десятилетия грянула новая революция в конструкции моторов с воспламенением от сжатия.
Прототип серийного четырёхцилиндрового дизельного двигателя «Тойота» рабочим объёмом 2 л с двумя верхними распределительными валами и турбокомпрессором.
Путь легковых дизельных двигателей к непосредственному впрыску (по-другому, дизели с неразделенной камерой сгорания) оказался отнюдь не простым. Сам по себе дизель с непосредственным впрыском далеко не новинка. Абсолютное большинство «больших» дизелей сделано именно так. Но процесс, легко достижимый в моторах с максимальной частотой вращения коленчатого вала, не превышающей 2500 об/мин, крайне сложно организовать в достигающих вдвое больших оборотов. И хотя конструкторы немало потрудились над этим, результаты пока оставляют желать лучшего.
Двигатели с неразделенной камерой сгорания действительно экономичнее своих предкамерных и вихрекамерных собратьев примерно на 20%, но шума и вибраций у них заметно больше. Для легкового автомобиля эти показатели могут оказаться более важными. Поэтому не случайно многие фирмы наряду со сверхэкономичными дизелями непосредственного впрыска по-прежнему выпускают и предкамерные, и вихрекамерные. Только «Ауди» и «Ровер» (кроме «Ленд-Ровера») полностью перешли на моторы с неразделенной камерой сгорания. «Мерседес», отдавая им должное, продолжает совершенствовать предкамерные дизели с четырьмя клапанами на цилиндр. «Пежо» и «Рено» тоже не торопятся снимать с производства свои предкамерные. ФИАТ даже выпускает новые, а БМВ попросту делает вид, что лучший легковой дизель всех времен и народов – их рядная вихрекамерная «шестерка» с турбонаддувом. Что это – здоровый консерватизм или техническое отставание?