Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Двигатели Волжского автомобильного завода
И тот и другой варианты реализованы на многих серийных двигателях за рубежом. Но если говорить об опытно-конструкторских работах, мы, в общем, не слишком-то отстали от Запада и Востока. Для перспективного двигателя ВАЗ-11193 уже адаптирован механизм регулирования фаз, разработанный московской фирмой АО «Терра». Мотор – дальнейшее развитие двухвального 16-клапанного ВАЗ-2112 – должен появиться на конвейере в 2004 году и, естественно, отвечать уровню техники XXI века. Отечественные конструкторы выбрали более дешевый вариант с двумя фиксированными положениями «впускного» распределительного вала – гидромеханическое поворотное устройство (на фото). Две пары поршней в корпусе механизма могут сдвигать вал на 20° вперед (впускные клапаны при этом открываются и закрываются раньше). По каналу внутри вала моторное масло подается к поршенькам, и они выталкиваются «наружу», увлекая за штифты фланец распределительного вала. Купить кровельные и стеновые сэндвич панели www.stroi.com.
Обратите внимание на форму канавок – у соседних поршней они разные. У одних – сначала пологая (рабочая) часть, затем крутая (вспомогательная), у других – наоборот. Первые поворачивают распределительный вал на десять градусов и останавливаются – давления масла не хватает, чтобы преодолеть изгиб канавки. Вторые, миновав вспомогательную часть, уже вышли на рабочую позицию: они изменяют угол поворота еще на столько же. Потребовалось вернуть распределительный вал в начальное положение – работает сначала вторая пара, затем первая. Обойтись парой поршней не позволила теснота – весь механизм должен «поместиться» в звездочке!
Момент поворота зависит от частоты вращения коленчатого вала, нагрузки, детонации и рассчитывается электронным блоком (тем же, что командует и другими системами двигателя – впрыском, зажиганием). Компьютер управляет электромагнитным клапаном, который направляет поток масла по разным каналам. В зависимости от настройки управляющего блока возможны варианты. Первый порадует водителей увеличением «тяговитости» – крутящий момент на невысоких оборотах возрастает на 12-15%. Второй в какой-то мере успокоит «зеленых»: снизится содержание вредных выбросов в отработавших газах. В угоду экологии ВАЗ планирует сделать регулируемым не только впуск, но и выпуск. На режимах, где не требуется полная мощность, выпускной клапан полезно открывать и закрывать пораньше. Тогда часть отработавших газов останется в цилиндре и разбавит свежий заряд (внутренняя рециркуляция). По сравнению с впуском фазы потребуется сдвигать на меньший угол, следовательно, нужна только одна пара поршней – эта часть устройства будет проще и дешевле.
Механизм сдвига фаз может породниться и с другими тольяттинскими моторами, имеющими ременный привод и два распределительных вала (они управляют соответственно впускными и выпускными клапанами). Например, можно установить устройство на двигатель ВАЗ-2112, каким уже комплектуют «десятки», изменив головку блока (надо обеспечить подвод масла к механизму и «выделить» место под электромагнитный клапан).
Конструкция сейчас в стадии доводки, она выдержала длительные испытания на доработанном двигателе ВАЗ-2112 (к сожалению, ВАЗ-11193 существует пока только как макетный образец) и по их результатам была несколько изменена. Впереди очередные экзамены. Если они пройдут успешно, можно ожидать появления механизма сдвига фаз и на серийных двигателях раньше 2004-го.