Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Оборудование, организация движения и подвижной состав метрополитена
Конструкция и основания пути М., сварка рельсовых стыков и крепление рельсов на упругих прокладках обеспечивают высокие эксплуатационные качества пути и плавность хода поездов на больших скоростях. Управление стрелками осуществляется с постов централизации. В некоторых зарубежных М. путь уложен на щебеночном балластном основании, что приводит к загрязнению тоннелей и образование пыли при движении поездов.
Система электроснабжения М. включает: тяговые подстанции, где переменный ток высокого напряжения (6—10 кв) преобразуется в постоянный с напряжением 825 вольт, который по кабелю подводится к контактному рельсу и через скользящий токоприемники — подводится к тяговым двигателям поезда; понижающие подстанции для нужд освещения и питания электропривода эскалаторов, вентиляторов, насосов и другого оборудования. Подстанции оборудованы системой автоматики и телеуправления с центрального диспетчерского пульта. Безопасность следования поездов М. (на отдельных участках скорость достигает 90 км/ч) при интервалах движения 1,5—2 мин обеспечивается системой СЦБ ( сигнализация, централизация блокировка ) с автоматической остановкой поезда в случае проезда мимо запрещающего сигнала, а также автоматической локомотивной сигнализацией.
С 1976 года на станции “Технологический институт” Действуют две телекамеры, которые следит за работой эскалаторов и помогают переключать их в нужном направлении. В настоящее время телекамеры установлены почти на каждой станции. Когда вы входите в подземный зал М. Зимой вас встречает приятное тепло, а летом, в жару, освежающая прохлада. За климатом М. следит его санитарно-техническая служба. Систематически на каждой проверяют показания приборов и сообщаются в центральный пункт. При малейшем нарушении установленных норм немедленно принимаются меры по их восстановлению.
Климат ленинградского М. обеспечивает система тоннельной вентиляции, включающая десятки мощных вентиляторов. Одни подают через вентиляционные шахты свежий воздух в тоннели, другие отсасывают воздух из метро на поверхность. Вся система работает по графику, разработанному специальной лабораторией. Эти графики учитывают сезон, колебания температуры наружного воздуха, частоту движения поездов.
С целью повышения безопасности на станциях типа “горизонтальный лифт” (станциях закрытого типа ) внедрили устройства фотоэлектрического контроля зоны между дверьми поезда и дверьми станции. Эти устройства не позволяют поезду отправится до окончания высадки и посадки пассажиров. Для движения и создания пассажирам условия наибольшего комфорта необходимо ежедневно за небольшой ночной перерыв в движении, примерно с 1.30 до 5.30 ч,
проверить путевое хозяйство, контактный рельс и другие устройства. В состав хозяйственно-ремонтного поезда входит габаритная рама. С ее помощью проверяют не сдвинулось ли что-нибудь со своего места из путевого, кабельного или станционного оборудования, что может зацепить движущейся состав. Чтобы в М. был абсолютно чистый воздух, в ночное время чистят не только станционные помещения, но и тоннели. Для этого используют промывочный агрегат, в него входит цистерна с водой, насос и трубы с распыляющими форсунками. Небольшим количеством воды но под значительным давлением один агрегат, который передвигает мотовоз, промывает 3-4 км тоннеля. Он же используется и для уничтожения растительности с помощью гербицидов на путях М. , выходящих на поверхность.