Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Содержание плазовых работ. Плазовая разбивка корпуса судна
Масштабную плазовую разбивку начинают, как и натурную, с построения сетки теоретического чертежа. Затем наносят точки линий обводов корпуса и прочерчивают их карандашом. Обводы согласовывают и сглаживают в трех проекциях. Под согласованными понимают обводы, координаты точек которых на разных проекциях равны между собой, а под сглаженными – плавные, не имеющие волнистости кривые. При этом плавность обводов проверяется не только в сечениях по шпангоутам, ватерлиниям и батоксам, но и построением рыбин. Рыбиной называют линию пересечения поверхности корпуса плоскостью, перпендикулярной к одной из плоскостей проекций судна и не параллельной двум другим. О плавности обводов судят по плавности рыбины. На согласованную плазовую разбивку наносят теоретические линии продольного и поперечного набора корпуса, пазов и стыков наружной обшивки, а также другие теоретические линии. Все линии обводят краской различных цветов специальными рейсфедерами, обеспечивающими постоянную толщину линий, равную 0,1 мм.
Для нанесения и снятия размеров применяют штриховой метр первого разряда (ШМ-1Р) с ценой деления шкалы 0,2 мм и лупой семикратного увеличения. Применяют также тонкие стальные рулетки с ценой деления шкалы 0,5 мм. Погрешности при масштабной разбивке не превышают в пересчете на натуру погрешностей при натурной разбивке. Кроме того, на разбивке наносят не показанные на рисунке ось валопровода, линии продольных ребер жесткости, поперечные сечения фундаментных балок и другие линии, необходимые для определения размеров деталей корпуса. Надписывают номера шпангоутов, наименования связей, обозначения пазов и стыков.
Правила нанесения толщин листов и профилей относительно основных плоскостей проекций (ОП, ДП, ПМШ) регламентированы ГОСТ-2.419-68. Теоретическая линия проходит по той стороне листа, которая ближе к соответствующей основной плоскости. Теоретическая линия листов наружной обшивки проходит по их внутренней поверхности. Теоретическая линия вертикального киля и продольной переборки, расположенной в ДП, находится в ДП. Теоретическая линия симметричных замкнутых профилей совпадает с их осью. Теоретические линии вырезов люков и шахт проходят по внутренней поверхности комингсов.
Разбивку отдельных конструкций выполняют так, чтобы по ней можно было определить размеры входящих в них деталей. Листы и профили, перпендикулярные к ПМШ, изображают одной линией (например, 1-й стрингер, настил второго дна на участке 14-20-го шпангоутов), наклонные конструкции – следами сечения по каждому шпангоуту (настил второго дна на участке 10-13-го шпангоутов, 2-й стрингер и др.). Ребра жесткости задаются только линией их притыкания к обшивке.
В случаях, когда с помощью геометрических построений трудно определить окончательную форму конструкции, на плазе изготавливают макет из досок и фанеры. Для уточнения формы якорных клюзов изготавливают макет части носовой оконечности в масштабе 1:10, 1:5 или в натуральную величину, проверяя на нем самовываливание якоря под действием его силы тяжести. По макету кормовой оконечности уточняют окончательную форму моделей кронштейнов гребных валов, мортир и дейдвудного устройства.