Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Графические методы определения формы и размеров деталей корпуса
В процессе конструирования корпусные конструкции вычерчивают в различных масштабах в чертежах технического проекта и затем в рабочих сборочных чертежах. Чертежи, необходимые для изготовления деталей корпуса, проектанты судов не выпускают. В спецификациях к рабочим сборочным чертежам указываются толщины листовых деталей, номера профилей деталей набора, размеры сечений полосовых деталей, пиллерсов, размеры простейших книц, вырезов для ребер жесткости на флорах (в альбомах узлов корпусных конструкций). Однако измерить по указанным чертежам и задать в них точную форму деталей, все размеры, необходимые для изготовления, невозможно из-за масштабных погрешностей. Поэтому для определения точной формы деталей корпуса и их размеров пользуются плазовой разбивкой.
Форму и размеры деталей корпуса определяют в основном по проекции «корпус» плазовой разбивки. Проекции «бок» и «полуширота» используют для уточнения размеров штевней, фундаментов и других конструкций, а также для выполнения вспомогательных построений.
По способам определения формы и размеров все детали корпуса могут быть разбиты на пять групп.
1. Детали, форма и размеры которых полностью заданы чертежом (прямоугольные листы и кницы, полки фундаментов, пиллерсы и т. п.)
2. Плоские детали, расположенные в плоскостях шпангоутов и, следовательно, изображаемые на проекции «корпус» плазовой разбивки без искажения.
3. Плоские детали, расположенные вдоль судна. Здесь различают два случая: а) плоскость детали перпендикулярна ПМШ; б) плоскость наклонна к ПМШ. В первом случае деталь изображается на проекции «корпус» одной прямой линией, во втором случае - несколькими параллельными прямыми – следами пересечения с плоскостями шпангоутов.
4. Изогнутые детали, форму и размеры плоской заготовки которых получают теоретически точными способами развертывания. Различают следующие случаи: а) детали со сломом, т.е. состоящие из двух или большего количества плоских участков; б) детали цилиндрической формы; в) детали конической формы.
5. Детали двоякой кривизны (в том числе веерной формы), форму и размеры плоской заготовки которых получают приближенным развертыванием деталей на плоскость, так как теоретически такие поверхности не развертываются.
На каждую деталь корпуса или ее заготовку на плазе разрабатывают эскиз. При вычерчивании эскизов деталей корпуса вручную соблюдение масштаба не требуется. Кривизна слабо изогнутых линий усиливается. На эскизах наносят размеры детали, ориентирные надписи (верх, низ, нос, корма, борт, к ДП и т.д.), вид и размеры разделки кромок под сварку, расположение и размеры припусков. Надписывают содержание марки, которая должна быть нанесена на детали после ее изготовления.
Форму и размеры деталей второй группы
определяют непосредственным измерением расстояний между теоретическими линиями с учетом изложенных выше правил расположения толщин листов и профилей относительно этих линий. Так, длина флора, измеренная от ДП до обшивки, должна быть уменьшена на половину толщины вертикального киля. Кроме контуров деталей по плазу определяют также расстояния между вырезами для прохода продольного набора, места шпигатов под сварные швы и т. п. По чертежу секции находят величину срезов в углах, расположение и размеры вырезов облегчения, места и характер разделки кромок под сварку и т.п.
Форму и размеры деталей третьей группы
определяют построением. При этом определяют истинную длину прямых и кривых линий, расположенных вдоль судна. Эта длина называется растяжкой.
Например, на участке поверхности корпуса между 23 и 27-м шпангоутами проходит линия abcde. Дуговые расстояния между точками пересечения указанной линии со шпангоутами на проекции «корпус» называют прогрессами и обозначают буквой «П». Для построения растяжки этой линии на соответствующих шпангоутах проекции «бок» откладывают прогрессы (если проекции «бок» нет, то строят шпангоутную сетку). Соединив плавной кривой точки a, b, c, d и e получим растяжку линии abcde. Прогрессы замеряют гибкой металлической линейкой, огибая ее по линии abcde или гибкой рейкой, на которой карандашными отметками отмечают положение точек a, b, c, d, e, после чего, приложив линейку к распрямившейся рейке, замеряют величину прогрессов. Шпация обозначена буквой «Ш». Участки растяжки между шпангоутами называют растянутой шпацией, обозначена «РШ». Точно также можно определить истинную длину линии на поверхности корпуса, проектирующуюся на проекцию «корпус» в виде прямой абгдж.