Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Плазовое обеспечение корпусных работ
Кроме плазовой разбивки и определения формы и размеров всех деталей корпуса, т.е. деталировки корпусных конструкций с вычерчиванием эскизов деталей и составлением таблиц размеров, к плазовым относят работы, выполняемые для обеспечения работ корпусных цехов (рис. 1)
Копир-чертежи вычерчивают тушью в масштабе 1:10 на матовой стороне плотной бумаги, наклеенной на стеклянную пластину толщиной 5-6 мм, благодаря чему размеры копира остаются неизменными даже при длительном хранении. Толщина линий контуров деталей зависти от конструкции системы слежения копир-чертежа за кромкой контурной линии и колеблется от 0,3 до 1 мм. Допускаемая погрешность размеров вычерченных деталей для кромок, сопрягаемых при сборке с другими деталями, принята 0,1 мм, для свободных кромок – 0,2 мм, для кромок с припусками и вырезов облегчения – 0,3 мм. Контуры деталей предварительно вычерчивают на плазовом дюралюминиевом щите тонкими карандашными линиями, затем отдельные точки контура перекладывают на прозрачную пленку – астролон, а с нее на копир- чертеж. По точкам-наколкам вычерчивают контур детали. Детали вычерчивают и непосредственно на копир-чертеже по эскизам.
Шаблоны, каркасы и макеты изготовляют из высушенных сосновых досок и березовой фанеры на участке плаза, оборудованном станками по обработке дерева.
По назначению шаблоны подразделяют на разметочные, гибочные, контуровочные и проверочные.
Шаблоны для разметки контуров деталей целесообразно применять, если нужно разметить большую партию одинаковых деталей, например, книц. Шаблон изготавливают из фанеры, досок или дюралюминия. Контур деталей получают на металле, очерчивая контур шаблона чертилкой.
Рис.1. Плазовое обеспечение корпусных цехов.
Гибочные шаблоны – поперечные и продольные – служат для проверки формы изогнутой детали в процессе гибки ее заготовки. Шаблоны прикладывают к заранее размеченным на заготовке линиям и по прилеганию к поверхности изгибаемой заготовки судят о соответствии ее формы требуемой.
Шаблон для контуровки прикладывают к детали или к конструкции, кромку которой следует обработать начисто, и очерчивают чертилкой для разметки линии припуска, подлежащего удалению ручной тепловой резкой.
Для проверки поперечной формы изгибаемой заготовки контур гибочного шаблона снимается с плаза без каких-либо построений, так как рабочая кромка шаблона повторяет обвод шпангоута. Однако при масштабной разбивке непосредственный перенос линий на шаблоны в натуральную величину невозможен. Для этого необходимо контур из М 1:10 или 1:5 перевести в масштаб 1:1. Контур копируют с масштабной разбивки на прозрачную пленку, которую фотографируют на стеклянную пластинку. Негатив с помощью проектора проектируют в натуральную величину на доску или фанеру. Затем по прижатой вдоль световой линии гибкой рейке карандашом вычерчивают контур рабочей кромки шаблона, по которому ленточной пилой опиливают кромки. Контур можно вычертить в натуральную величину и по точкам, координаты которых сняты с масштабного плаза в форме таблицы с эскизом. Длина хорды 1094 мм.
Для контроля продольной формы изгибаемой заготовки изготовляют продольный шаблон. Контур рабочей кромки продольного шаблона получают специальным построением . Шаблон должен прикладываться листу в серединах крайних шпангоутов нормально к поверхности в середине листа.
Для проверки в процессе гибки формы наиболее сложных криволинейных листовых деталей и для разметки контура этих деталей после гибки их заготовок применяют каркасы. Их собирают из отдельных деревянных поперечных шаблонов, скрепленных между собой продольными рейками. Рабочая поверхность каркаса образуется как поперечными шаблонами, так и продольными рейками-расшивинами, врезанными в шаблонами заподлицо с их лекальной кромкой. Если плоскость основания каркаса (базовая плоскость) перпендикулярна к ПМШ, то для его изготовления нужно расставить поперечные шаблоны на расстоянии шпации друг от друга и в таком положении закрепить их. Для уменьшения высоты каркасов чаще изготовляют так называемые усеченные каркасы, базовая плоскость которых не перпендикулярна ПМШ и выбирается так, чтобы высота поперечных шаблонов оказалась примерно одинаковой.