Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Междугалсовые расстояния
Подробность промера в общем случае характеризуется расстояниями между промерными галсами и расстояниями между глубинами по галсу.
При использовании для регистрации глубин эхолотов с самописцами единственным критерием подробности промера является величина междугалсовых расстояний l.
Расстояния между промерными галсами общей системы покрытия должны устанавливаться исходя из геоморфологических особенностей района промера с таким расчетом, чтобы принятая частота галсов позволила выявить признаки мелей и других характерных форм рельефа дна (подводных хребтов, впадин, желобов и др.).
Ориентировочные междугалсовые расстояния при составлении технического проекта назначают, руководствуясь характером рельефа дна и средней глубиной района промера.
В отдельных случаях при выборе расстояний между галсами общей системы покрытия следует также учитывать значимость обследуемого района в навигационном, экономическом или ином отношении, масштаб карты или плана, для составления или корректуры которых выполняется промер, а для океанского промера и ожидаемую точность определения места на галсах.
Установленные в техническом проекте междугалсовые расстояния общей системы покрытия в процессе промера уточняют, сгущая промер и изменяя направления галсов в тех местах, где по мере выявления действительного характера рельефа дна возникает в этом необходимость.
При океанском промере подробность обследования устанавливают обычно не по всей акватории океана, а по его отдельным районам, выбираемым на основании навигационных, оперативно-тактических, экономических и других соображений.
Ориентировочные расстояния между галсами в этих районах назначают, в соответствии с данными предварительно проведенной гидрографической съемки малой подробности, комбинированной аэромагнитной и гравиметрической съемок или согласно материалам изученности по работам прошлых лет.
При производстве прибрежного промера в зоне, непосредственно прилегающей к берегу, особенно в местах, где возможны подводные
прибрежные валы и желоба и где имеются условия для высадки на берег, расстояния между прибрежными концами галсов устанавливают так, чтобы надежно выявить все особенности рельефа дна. В этих случаях при выборе междугалсовых расстояний также не следует ограничиваться только общими указаниями приложения 1.
При промере ответственных и стесненных для плавания участков галсы должны быть:
— на подходах к портам, якорным стоянкам и устьям рек не реже чем через 100 м.
— на рейдах, естественных фарватерах, в гаванях и узостях с шириной прохода не более 300 м не реже чем через 20—50 м в зависимости от рельефа дна и глубин.
— на искусственно закрытых дамбами, волноломами или другими
гидротехническими сооружениями акваториях, а также на каналах через
10, 20 или 50 м, а у всякого рода причалов через 5—10 м. Кроме того,
вдоль причальных стенок прокладывают 1—2 галса на таком расстоянии от них, чтобы дать глубины для судов, которые могут швартоваться
у этих причалов.
При промере у причалов (пирсов) в журнале промера должен быть помещен схематический чертеж причала, на котором показаны его размеры, высота над нулем глубин, галсы выполненного промера с указанием расстояния до причала, а также дано его краткое описание и назначение.