Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Прибрежный промер
Определение места на галсах прибрежного промера производится следующими способами:
визуальными — обратной, прямой или комбинированной засечками по береговым опорным пунктам.
радиотехническими — помощью высокоточных радионавигационных систем путем измерения расстояний или разностей расстояний соответственно до двух или между тремя Наземными станциями РНС.
Использование для определений места радионавигационных систем резко повышает производительность труда на промере и должно применяться во всех случаях, когда это возможно по техническим условиями обеспечивает необходимую точность определений.
Выбор способа определений и пределов его применения в каждом конкретном случае производится на основе расчета средних квадратических ошибок определения места М, которые должны давать линейный сдвиг определяемой точки на отчетном планшете не более 1,5 мм(без учета графической ошибки прокладки).
Однако если условия работ и технические средства позволяют получить определение места с большей точностью без увеличения затрат, то эти возможности должны быть использованы.
Определение места на промерных галсах производят через равные интервалы времени и обычно не реже чем через 3—4 см на планшете, на котором ведется прокладка промера. Когда из-за сильного сноса течением или ветром удерживаться на галсе затруднительно, определения должны производиться чаще — через 2—2,5 см на планшете.
Кроме периодических, через равные интервалы, определения должны производиться:
— в начале и конце каждого галса.
— при изменении скорости во время движения с промером по галсу.
— при переменах курса более чем на 30 и при поворотах в начале и конце циркуляции, если на циркуляции не прекращалось измерение глубин.
— при измерениях глубин на «стопе».
— при любом происшествии, на которое впоследствии придется ссылаться.
При каждом определении места производят оперативную отметку на эхограмме. при этом должна быть обеспечена одновременность моментов определений и оперативных отметок на эхограмме.
Все изменения скорости или курса судна на галсе должны быть зафиксированы в журнале промера и отмечены на эхограмме.
В случае определения места с помощью высокоточных радионавигационных систем необходимо учитывать, что неоднородности подстилающей поверхности в виде высоких участков берега, островов часто вызывают местные искажения электромагнитного поля, а в некоторых случаях, например у обрывистых берегов, образование мертвых зон.
Поэтому при подходе к берегу, особенно если берег высокий и обрывистый, необходимо внимательно следить за правильностью работы приемоиндикаторных устройств судовых станций РНС. При нарушении радиоизмерений на прибрежных участках галсов следует определяться визуальными способами по береговым опорным пунктам.
Необходимо также помнить, что вблизи от излучателя электромагнитное поле по фазе неравномерно и распространяется с неустановившейся фазовой скоростью. Поэтому в зоне, расположенной в непосредственной близости от наземных станций, производить определения места по фазовым радионавигационным системам нельзя.