Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Содержание транспортных операций
В настоящее время все большее развитие для большинства видов товаров получила отгрузка в контейнерах. Стандартный контейнер представляет собой ящик из стали или алюминия с двустворчатой дверцей с одного конца. Самыми распространенными являются 20- и 40-фуговые контейнеры вместимостью, соответственно, 30 и 60 куб. м, максимальной загрузкой 18 и 30 т.
Основные преимущества использования контейнеров для грузоотправителей состоят в уменьшении риска потерь, кражи или потери груза, возможности использовать более простую упаковку, сокращении времени хранения в порту и из-за того, что контейнеры довольно быстро погружаются на судно.
При формировании сборного контейнера, в котором перевозятся грузы разных отправителей разным получателям, выписываются коносаменты на каждую индивидуальную партию товара и один сводный коносамент на весь контейнер, который выдается последнему присоединившемуся грузоотправителю.
При контейнерных перевозках экспортер, заключив соглашение с экспедитором или непосредственно с фирмой по таким перевозкам, отправляет свои товары в ближайший контейнеро-погрузочный пункт экспедитора или судоходной линии. Такие пункты, называемые контейнерными грузовыми станциями, имеются во всех крупных промышленных центрах или в портах. При полной загрузке контейнера он может быть выслан порожним такому экспортеру для погрузки. Если груз перевозится в меньшем количестве, экспортер отсылает его на контейнерную грузовую станцию, где груз объединяется с товарами других экспортеров в групповой контейнер. Разукрупнение его происходит по прибытии в место назначения. Контейнеры могут принадлежать специальным компаниям, которые сдают их в аренду перевозчикам. При контейнерной перевозке точкой, где товар переходит в собственность получателя, будет точка, в которой перевозчик (или его агент) принимает груз. Момент перехода права собственности определяется исходя из выбранного базисного условия поставки (FCA — «франко перевозчик», CIP — «фрахт/перевозка и страхование оплачены до» и СРТ «фрахт/перевозка оплачены до»).
Для сыпучих грузов при перевозке применяются «мягкие» контейнеры — пластиковые мешки больших размеров. Они могут быть многоразового использования. Выбирая вид транспорта для перевозки товара, надо учитывать, что каждый из них обладает определенной спецификой. Морской транспорт отличается:
— низкой по сравнению с большинством других видов транспорта себе стоимостью перевозок;
— мобильностью, так как в зависимости от спроса и предложения на тоннаж суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой;
— большой грузоподъемностью, что позволяет перевозить значительные партии груза;
— практически неограниченной пропускной способностью морских путей.
Для железнодорожного транспорта характерна:
— высокая эффективность, которая достигается при перевозках на расстоянии свыше 200 км;
— относительная дешевизна по отношению к автомобильным перевозкам;
— возможность доставки «до двери» за счет строительства подъездных путей к предприятиям;
— способность перевозить широкую номенклатуру различных грузов;
—независимость от климатических условий.
Автомобильный транспорт обеспечивает:
— возможность доставки грузов от грузоотправителя до получателя без перегрузки;
— высокую сохранность груза;
— большую мобильность и скорость перевозки;
— экономичность при перевозке товарно-штучных грузов на небольшие расстояния (до 200 км);
— ритмичность перевозки грузов без необходимости их накопления;
— ограниченность использования на большие расстояния при перевозке значительных партий грузов;
— зависимость от дорожной сети. Авиационный транспорт отличается:
— высокой скоростью доставки;
— сокращением (спрямлением) пути;
— высокой сохранностью груза в пути;
—возможностью перевозки в отдаленные районы, где невозможны другие виды транспорта;
— дороговизной доставки.
Трубопроводный транспорт обеспечивает:
— низкую себестоимость транспортировки;
— герметичность труб, что фактически исключает потери грузов;