Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Обеспечение контроля за навигационной безопасностью
Для районов со сложной навигационной обстановкой, где требуются частые обсервации при дефиците времени, на крупномасштабных картах или планах заранее строится сетка навигационных изолиний. Каждая линия на этой сетке соответствует постоянному значению навигационного параметра. Сетки вычерчиваются цветными шариковыми ручками и тем же цветом подписываются значения параметра. Использование таких сеток позволяет сократить затраты времени на определение места судна и наносить обсервованные точки на карту способом графической интерполяции между изолиниями на глаз сразу же после измерения параметров. Навигационная безопасность мореплавания может обеспечиваться обсервациями только с учетом из точности и частоты. Однако при выполнении обсерваций нет времени для расчета их точности. Поэтому все расчеты и построения по оценке точности планируемых обсерваций нужно производить заблаговременно при навигационной подготовке к плаванию.
Для оценки точности места судна традиционно применяется элипсы погрешностей или средняя квадратическая (она же радиальная или круговая) погрешность.
Резолюции ИМО утвержден “Стандарт точности судовождения” , согласно которому стандартной оценкой точности места судна принята 95%-ая фигура погрешности. Такая фигура получается путем увеличения среднеквадратического элипса погрешностей в 2,5 раза. Радиус круга R 95%-ой вероятности для практических целей используют с некоторым запасом равной двум погрешностям места (R=2*M).
Точность определения места зависит от погрешностей измерения навигационного параметра и положения судно относительно ориентира. Погрешность измерений характеризуется средними квадратическими значениями m, полученными по результатам специальных исследований. Используя значения m можно предвычислить 95%-ую погрешность определения места судна всеми способами и в любой точке перехода. Результаты такого предвычисления представляются в виде изолиний или маршрутных графиков точности, а также отметками и надписями на графическом плане перехода.
В качестве примера произведем расчет и построения маршрутного графика точности для пролива Босфор (точки 8 – 20 согласно таблицы рекомендованных курсов при плавании в прибрежных водах). Расчет произведем по данным колонки “Объекты и пеленги в момент поворота” для пяти способов определения.
Оценка точности определения по двум пеленгам производится по формуле
(2.3.1) где
DП – разность измеренных пеленгов,
D1 и D2 – расстояния до объектов,
D – расстояние между объектами,
mп – СКП пеленгования,
mDл – СКП принятой поправки компаса.
Столбики Rмкп, R,гккп и Rрлп рассчитаны по данной формуле с изменением СКП соответственно для магнитного, гироскопического компасов и РЛС. В качестве примера приведем первое значение первого из этих столбиков:
Оценка точности определения по двум расстояниям на примере первой строчки производится по формуле
(2.3.2)
где
mD – СКП радиолокационного расстояния ( в нашем случае на шкалах менее 4 миль).
Оценка точности определения по пеленгу и расстоянию, измеренным по РЛС производится по формуле
(2.3.3)
кбт
где DD предельная погрешность объекта (для шкалы 2 мили принимаем 0,04 кбт)
Результаты расчетов по формуле (2.3.1) при измерении пеленгов по магнитному компасу, гирокомпасу и РЛС занесены в таблицу и построены графики Приложения №13 “Ряд 1”, “Ряд 2”и ‘Ряд 3” соответственно. Результаты расчетов по формуле (2.3.2) при измерении двух расстояний по РЛС занесены и построен график в “Ряд 4”. Результаты расчетов по формуле (2.3.3) при определении по пеленгу и расстоянию с помощью РДС занесены в колонку и построен график “Ряд 5”.