Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Организация навигационного обеспечения при несении ходовой вахты на промысле
Для обеспечения оперативной радиотелефонной связи судна с другими промысловыми судами на ходовом мостике находятся две радиостанции УКВ диапазона, а также ПВ-КВ радиостанция. При работе судна в группе других промысловых судов на промысле в качестве вызывного канала как на УКВ, так и на ПВ диапазонах в качестве вызывного канала для этой группы в данном районе промысла может быть выбран канал, отличный от общепринятых международных каналов и частот вызова и бедствия.
Промысловым судном при лове рыбы путем траления согласно МППСС-72 должны выставляться следующие огни и знаки:
- два круговых огня, расположенных один над другим, верхний из которых – зеленый, нижний – белый или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных один над другим или для судна длиной менее 20 метров – корзина;
- топовый огонь позади и выше зеленого, судно длиной менее 50 метров может не выставлять такой огонь;
- если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к предыдущим огням выставляются бортовые и кормовой огни.
Суда, занятые траление в дополнение к предыдущему пункту могут выставлять:
- когда они выметывают снасти – два белых огня, расположенных по вертикальной линии;
- когда они выбирают снасти – белый огонь над красным, расположенные по вертикальной линии;
- когда снасть зацепилась за препятствие – два красных огня, расположенных по вертикальной линии.
Промысловые суда, находящиеся на виду друг у друга могут показывать свой маневр используя свисток или следующие световые сигналы:
- один короткий звук (один проблеск) – я изменяю свой курс вправо;
- два коротких звука (два проблеска) – я изменяю свой курс влево;
- три коротких звука (три проблеска) – мои движители работают на задний ход.
Когда суда, находящиеся на виду друг у друга, сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действий другого судна или сомневается в том, предпринимает ли это судно достаточное действие для предупреждения столкновения, оно должно немедленно сообщить об этом подачей не менее пяти коротких и частых звуков свистком (не менее пяти проблесков).
В случае ограниченной видимости судно, занятое ловом рыбы должно подавать через промежутки не более двух минут один продолжительный и два коротких звука. Если же оно находится на якоре, то через промежутки не более одной минуты учащенно звонит в колокол в течение пяти секунд, а также может дополнительно подавать сигнал свистком – один короткий, один продолжительный и один короткий.
При несении вахты на промысле и в особых условиях основные обязанности членов ходовой вахты заключаются в следующем:
- вахтенный помощник капитана удерживает судно на заданном курсе, не менее одного раза за вахту проверяет поправку компаса, проверяет состояние ходовых и навигационных огней, в течение всей вахты базотлучно находится на мостике, ведет техническое и визуальное наблюдение за окружающей обстановкой, регистрирует в судовой журнале все происходящие события, ведет счисление пути на карте и осуществляет его корректировку, в случае возникновения опасности может изменять курс и скорость судна и немедленно докладывает об этом капитану, с разрешения капитана осуществляет промысловое судовождение, определяет маневренные элементы движения встречных судов, следит за промысловой обстановкой, маневрирует при операциях с орудиями лова с целью создания благоприятных условий при их выборке и постановке, следит за соблюдением членами траловой команды правил техники безопасности, при возникновении опасности может самостоятельно объявлять судовые тревоги и немедленно ставить в известность капитана, ведет наблюдение за информацией, поступающей по каналам аппаратуры, установленной на мостике, докладывает капитану при ухудшении условий плавания и поломках на судне.
- матрос рулевой с разрешения вахтенного помощника принимает от сдающего курс, способ управления судном и докладывает вахтенному помощнику повторяя принятые параметры, знает и исполняет команды, даваемые рулевому, выполняет команды только вахтенного помощника капитана, капитана или лоцмана по указанию капитана, знает основные сведения о компасах, авторулевом, аварийном управлении рулем и умеет их эксплуатировать, знает назначение сигналов и знаков, немедленно докладывает вахтенному помощнику капитана об отклонениях параметров и неисправностях используемой им аппаратуры.