Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Билет №1
Центробежный водяной насос
создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости; его крепят болтами через прокладку к верхней части блока цилиндров. Основные части насоса - корпус и вал с пластмассовой крыльчаткой, установленный на двух шариковых подшипниках. Самоуплотняющийся сальник, состоящий из резиновой манжеты, металлической обоймы, пружины и шайбы из износостойкой графитосвинцовой смеси, предотвращает вытекание жидкости в месте выхода вала из корпуса насоса.
Вентилятор
усиливает поток воздуха через сердцевину радиатора. Ступицу вентилятора крепят на валу водяного насоса, Они вместе приводятся во вращение от шкива коленчатого вала. Вентилятор заключен в установленный на рамке радиатора кожух, что способствует увеличению скорости потока воздуха, проходящего через радиатор.
Жалюзи
— это шарнирно укрепленные стальные пластины, установленные перед радиатором. Положение жалюзи регулирует водитель из кабины автомобиля рукояткой, изменяя поток воздуха, идущий сквозь сердцевину радиатора.
Термостат
служит для быстрейшего прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости при движении автомобиля.
Термостат двигателей ЗМЗ-53 и ГАЗ-24 состоит из корпуса, гофрированного цилиндра, заполненного легкоиспаряющейся жидкостью, и штока с клапаном. На двигателях ЗИЛ-130 применен более надежно работающий термостат с твердым наполнителем. Такой термостат состоит из медного баллона, закрытого крышкой; между баллоном и крышкой герметично закреплена резиновая мембрана. Баллон заполнен активной массой, состоящей из церезина (горного воска), перемешанного с медным порошком. Объем активной массы при нагревании увеличивается.
У двигателя ЗИЛ-130 при закрытом клапане термостата охлаждающая жидкость, нагнетаемая в рубашку насосом, перепускается через систему охлаждения воздушного компрессора.
Когда охлаждающая жидкость нагрета до 70 .80 °С, клапан термостата под действием паров жидкости, заполняющей его цилиндр, или вследствие расширения твердого наполнителя открывается, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, т. е. по большому кругу.
Температуру охлаждающей жидкости контролируют по указателю температуры, измерительный преобразователь которого ввернут в рубашку охлаждения блока цилиндра. При температуре в системе охлаждения выше 95 °С у двигателей ЗМЗ-53 и ГАЗ-24 или 115°С у двигателей ЗИЛ-130 на щитке загорается сигнальная лампа, включаемая измерительным преобразователем, установленным в верхнем бачке радиатора.
У двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 сливных краников по три: один под радиатором и два на нижней части водяной рубашки обеих секций блока.
- При каких неисправностях запрещается движение автомобиля.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.