Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Билет № 2
1. Рабочий объём, степень сжатия …
Пространство внутри цилиндра над поршнем при положении его в верхней мертвой точке называется камерой сгорания.
Объем, освобождаемый поршнем при его движении от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке, называется рабочим объемом цилиндра. Полным объемом цилиндраназывается вместе взятые объем камеры сгорания и рабочий объем цилиндра (см. рис. 3). В многоцилиндровых двигателях сумма рабочих объемов всех цилиндров, выраженная в литрах, называется литражом двигателя.
Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия
. В изучаемых двигателях, работающих на бензине, степень сжатия равна 6,5—6,7.
2. Детали КШМ.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из блока цилиндров с головкой и уплотняющей прокладкой, картера, поршней, поршневых колец, поршневых пальцев, шатунов, коленчатого вала, маховика.
Блок, цилиндров— основная деталь, к которой крепят детали механизмов двигателя; ее выполняют в одной отливке с картером. Цилиндры в блоке могут быть расположены в один ряд (ГАЗ-24) или V-образно в два ряда под углом 90° (двигатели, ЗИЛ-130 ). Блок цилиндров с верхней частью картера двигателей ЗМЗ-53 и ГАЗ-24 отлит из алюминиевого сплава, а двигателей ЗИЛ-130 и КамАЗ-740 — из чугуна. Полость между цилиндрами и наружными стенками блока называется рубашкой охлаждения.
В блоках двигателей ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, КамАЗ-740 и ГАЗ-24 цилиндры выполнены в виде вставных чугунных гильз, омываемых охлаждающей жидкостью; такие гильзы называют мокрыми
.Тщательно обработанная внутренняя поверхность гильзы цилиндра, направляющая движение поршня, называется зеркалом
Блок цилиндров двигателя ГАЗ-24 имеет одну головку, в блоках цилиндров V-образных двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130— по две головки, в двигателе КамАЗ-740 каждый цилиндр имеет отдельную головку. Головки блока карбюраторных двигателей изготовлены из алюминиевого сплава. Этот сплав теплопроводнее чугуна, следовательно, от головок быстрее отводится теплота. В результате улучшаются условия протекания рабочего процесса в цилиндрах двигателя. В головках размещены камеры
сгорания и имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания (только у карбюраторных двигателей). Сверху на головке цилиндров закреплены детали газораспределительного механизма. Во впускные и выпускные каналы отливки головки запрессованы вставные седла и направляющие втулки клапанов. Крепят головку к блоку болтами или шпильками с гайками. Прокладка между блоком цилиндров и головкой создает герметичность.
Картер,
выполненный в одной отливке с блоком, имеет несколько усиленных ребрами перегородок, в которых расположены коренные подшипники коленчатого вала и просверлены отверстия для опорных шеек распределительного вала. Снизу к картера прикрепляют поддон. Место соединения картера и поддона уплотнено прокладкой. Поршень
воспринимает при рабочем ходе силу давления газов и передает ее через шатун коленчатому валу, а также совершает вспомогательные такты.
Верхняя часть поршня, называемая головкой, снизу усилена ребрами. По окружности головки проточены канавки для установки поршневых колец. Нижняя, направляющая часть поршня (юбка) снабжена приливами (бобышками) с отверстиями, в которые устанавливают поршневой палец. Поршень устанавливают в цилиндре с зазором, для того чтобы при нагревании поршня не происходило заедания. Зазор между поршнем и зеркалом цилиндра уплотняют поршневыми кольцами. Юбку выполняют в виде эллипса, большая ось которого расположена перпендикулярно оси поршневого пальца. Такая форма юбки предотвращает стук при холодном двигателе и заедание в результате ее округления при нагреве. В отверстии для поршневого пальца имеются канавки для стопорных колец.
Для правильной сборки поршня с шатуном на днищах головок поршней двигателя ЗИЛ-130 выполнена лыска, на боковой поверхности поршней двигателей ЗМЗ-53 у отверстия бобышки — надпись «Вперед» Поршневые кольца
компрессионные и маслосъемньте изготовляют из чугуна или стали; у колец выполнен разрез («замок»). В свободном состоянии диаметр колец больше диаметра цилиндра. При установке поршней в цилиндры кольца сжимают, благодаря чему они за счет своей упругости плотно прилегают к стенкам цилиндров. Компрессионные кольца уменьшают прорыв газов