Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Билет № 4
- Смазка двигателя
Смазка двигателя.
К рабочим поверхностям масло может подаваться под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Выбор способа подачи масла к той или иной детали зависит от условий ее работы и удобства подвода смазки. В автомобильных двигателях применяют комбинированную систему смазки, при которой к наиболее нагруженным деталям смазка педается под давлением, а к остальным деталям — разбрызгиванием и самотеком. К системе смазки относятся: поддон картера, маслоприемник, масляный насос, масляные фильтры, масляный радиатор, указатель давления масла, трубопроводы и каналы.
Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130. Масло из поддона картера, являющегося резервуаром, через маслоприемник засасывается в масляный насос. Нижняя часть масляного насоса подает масло к радиатору, а оттуда в поддон картера. Верхняя часть под давлением через канал в задней перегородке блока цилиндров подает масло в корпус масляных фильтров, где все оно проходит через фильтр грубой очистки. По пути от насоса к фильтру масло поступает для смазки опор промежуточного валика привода прерывателя-распределителя и масляного насоса. Из фильтра грубой очистки часть масла поступает к фильтру центробежной очистки (фильтр тонкой очистки), откуда очищенное стекает в поддон картера. Масло из распределительной камеры подается в два продольных магистральных канала, выполненных в левом и правом рядах цилиндров. Из магистральных каналов масло под давлением подается к направляющим втулкам толкателей, к опорным шейкам распределительного вала и к коренным подшипникам коленчатого вала, а по каналу в теле вала — к шатунным подшипникам. Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора. В средней шейке распределительного вала выполнены отверстия, пульсирующая струя масла подается в каналы каждой головки цилиндров. Из этих каналов через пазы на опорных поверхностях стоек оси коромысел и зазоры между стенками отверстий и болтом, проходящим через стойки, масло поступает внутрь полых осей коромысел и через отверстия в стенках осей к втулкам коромысел. В передней шейке распределительного вала имеется канал для подачи масла под давлением к упорному фланцу. Остальные детали двигателя смазываются маслом, поступающим под разбрызгиванием и самотеком.
На стенки цилиндров масло выбрызгивается из отверстий в теле шатунов Масло, снимаемое со стенок цилиндра масло-съемным кольцом, через отверстия в канавке поршня отводится внутри поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна. Из сферических опор штанг масло, в дальнейшем стекая, смазывает стержни клапанов и механизмы их поворота. Распределительные шестерни смазываются маслом, поступающим самотеком по каналам для стока масла из головки цилиндров.
- Механизм дифференциала.
На поворотах и при движении по прямой на неровной дороге правые и левые колеса проходят неодинаковый путь. Если в этих случаях колеса будут вращаться с одной скоростью, то одно из ведущих колес (описывающее меньший путь) должно частично проскальзывать относительно дороги. Чтобы качение ведущих колес происходило без проскальзывания, необходимо иметь механизм, позволяющий вращение с разными скоростями. Такой механизм называется дифференциалом
.
шестеренчатый дифференциал который состоит из крестовины, конических шестерен — сателлитов, полуосевых шестерен и коробки. Крестовина закреплена в коробке дифференциала и вращается вместе с ней и с ведомой шестерней главной передачи. На цилиндрических шипах крестовины свободно посажены сателлиты, находящиеся в постоянном зацеплении с правой и левой полуосевыми шестернями. Сателлиты своими зубьями приводят во вращение полуосевые шестерни с одинаковой скоростью, в этом случае сателлиты не вращаются вокруг своей оси Как только одно из колес встретит большее сопротивление, вращение его замедляется, а второе колесо начинает вращаться быстрее ввиду проворачивания сателлитов вокруг своих осей.
- Нормы давления в шинах.
При конструировании и подборе шин для каждой модели автомобиля установлена и норма давления воздуха в шинах. Допускается отклонение от норм давления в небольших пределах: для грузовых автомобилей ±0,2 кГ/см2, Отклонения в сторону уменьшения или увеличения давления намного сокращают срок службы шин. Увеличение давления воздуха приводит к перегрузке нитей каркаса и их разрушению, протектор при этом изнашивается неравномерно. Особенно опасно уменьшение давления. Так, например, уменьшение давления на 25% сокращает срок службы шин на 50%. Совершенно недопустима езда на спущенных шинах даже на незначительное расстояние, так как может полностью разрушиться покрышка. Перед выездом из гаража и в пути нужно следить за давлением воздуха в шинах. Давление воздуха необходимо проверять только при помощи манометра. Проверка давления «на глаз» не разрешается, воздух в шине накачивают при помощи стационарной установки, компрессора, установленного на автомобиле, или ручного насоса.