Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Билет № 9
- Механизм переключения КП.
Коробка передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции. Например, крутящий момент при трогании с места и при преодолении подъема должен быть больше, чем при движении автомобиля по ровному горизонтальному участку дороги.
Крутящий момент коробки передач изменяется при помощи шестерен. В паре шестерен, находящихся в зацеплении, из которых малая (ведущая) будет вращать большую (ведомую) шестерню, крутящий момент на ведомой шестерне будет большим во столько раз, во сколько раз число зубьев ведущей шестерни меньше числа зубьев ведомой шестерни. Отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей называется передаточным числомпары шестерен. Если в передаче участвует не одна пара шестерен, а несколько, то общее передаточное число получается умножением передаточных чисел всех пар. Чтобы получить на ведущих колесах автомобиля необходимый крутящий момент в зависимости от условий движения, в коробке передач имеется несколько пар шестерен с различными передаточными числами Для получения заднего хода между ведущей и ведомой шестернями включается промежуточная шестерня, изменяющая направление вращения ведомой шестерни Коробка передач состоит из картера, ведущего, ведомого и промежуточного валов, оси шестерни заднего хода, набора шестерен и механизма переключения Ведущий вал
выполнен вместе с шестерней и зубчатым венцом. Вал одним концом опирается на подшипник в выточке коленчатого вала, а другим—на подшипник. Шестерня и венец помещены внутри коробки, а на шлицах наружной части вала установлена ступица ведомого диска сцепления. Ведомый вал
размещен на одной оси с ведущим. Передним концом ведомый вал опирается на роликовый подшипник в выточке ведущего вала, а другим концом — на шариковый, подшипник в задней стенке картера. Ведомый вал по отношению к ведущему может вращаться с разным числом оборотов. На шлицах ведомого вала установлены подвижные шестерни, которые, вращаясь вместе с валом, могут перемещаться вдоль него. Промежуточный вал
представляет собой набор шестерен различного диаметра, выполненных в виде блока шестерен. Блок шестерен установлен на ось или вместе с валом закреплен на подшипниках в стенках картера. Большая шестерня промежуточного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала. Ось шестерни заднего хода
крепится в отверстиях стенок картера и служит опорой для блока из двух шестерен на грузовых и для одной шестерни — на легковых автомобилях. Механизм переключения передач расположен в верхней или боковой крышке картера коробки передач. Включение передач осуществляется перемещением шестерен или муфт на ведомом валу коробки. В зависимости от количества передач, включаемых для движения автомобиля вперед, различают трехступенчатую, четырехступенчатую и пятиступенчатую коробки передач. По числу передвижных шестерен или муфт для включения передач различают двухходовую и трехходовую коробки передач. Механизм переключения передач размещен на верхней или боковой крышке. Рычаг переключения передач может быть размещен непосредственно на крышке коробки (ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А).
- Неисправности систем смазки
Наиболее распространенными признаками неисправности системы смазки являются понижение или повышение давления масла. в результате попадания сконденсированного топлива, частиц нагара, осмоления Причиной понижения давления масла может быть подтекание масла в масляной магистрали, износ масляного насоса и подшипников коленчатого вала, малый уровень масла в поддоне картера, недостаточная вязкость масла, заедание редукционного клапана в открытом положении. Подтекание масла возникает в местах неплотной затяжки штуцеров и пробок через трещины в маслопроводах Для устранения подтекания штуцера и пробки нужно подтянуть, а трубки с трещинами заменить. Неисправности насоса, редукционного клапана и подшипников устраняют в ремонтных мастерских. Малый уровень масла в поддоне картера может быть из-за выгорания масла вытекания его через неплотности сальников коленчатого вала и поврежденные прокладки. Загрязненное масло или масло с недостаточной вязкостью нужно заменить. Давление масла в системе повышается в результате засорения маслопроводов, применения масла с повышенной вязкостью, заедания редукционного клапана в закрытом положении. Засоренные маслопроводы прочищают (в разобранном двигателе) проволокой, промывают керосином и продувают сжатым воздухом. Для проверки правильности показаний указателя давления масла вместо одной из пробок центральной магистрали ввинчивают штуцер контрольного манометра и, пустив двигатель, сличают показания контрольного манометра и указателя давления масла.
- Проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере.