Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Билет № 10
- Кп Зил-130.
ЗИЛ-130 установлена пятиступенчатая трехходовая коробка передач, имеющая пять передач для движения вперед и одну для движения задним ходом. Коробка передач имеет два синхронизатора для включения второй, третьей, четвертой и пятой передач. Шестерни ведущего, промежуточного и ведомого валов, кроме шестерен первой передачи, находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья. На промежуточном валу все шестерни, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. На ведомом валу шестерня первой передачи посажена на шлицах, а остальные шестерни могут вращаться на валу свободно. Сливное отверстие картера закрыто пробкой. Сверху коробка передач закрыта крышкой, в которой размещен механизм переключения передач. Два боковых люка закрыты штампованными крышками.
Первая передача
включается перемещением шестерни первой передачи ведомого вала вперед. Вторая передача
включается перемещением муфты синхронизатора второй и третьей передач назад. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне второй передачи, закрепляя ее на ведомом валу. Третья передача
включается перемещением муфты синхронизатора вперед. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне третьей передачи, закрепляя ее на ведомом валу. Четвертая передача
включается перемещением муфты синхронизатора четвертой и пятой передач назад.
Зубья муфты через венец закрепляют шестерню четвертой передачи на ведомом валу. Пятая передача
включается перемещением вперед этой же муфты синхронизатора. При этом наружные зубья муфты входят в зацепление с внутренними зубьями ведущего вала, соединяя его непосредственно с ведомым валом (прямая передача), промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход
включается перемещением шестерни первой передачи по шлицам ведомого вала назад до включения ее с шестерней блока заднего хода. Передача крутящего момента с промежуточного вала на ведомый будет происходить через дополнительную шестерню, вследствие чего ведомый вал будет вращаться в обратном направлении.
- Неисправности системы охлаждения.
Если система охлаждения неисправна, то двигатель перегревается или переохлаждается. Недостаточное охлаждение двигателя и, как следствие этого, закипание воды в системе может возникнуть от недостаточного количества воды в системе охлаждения, пробуксовки ремня вентилятора при слабом натяжении его или замасливания, загрязнения или отложения накипи в системе, неправильной работы термостата и невключение электромагнитной муфты вентилятора. Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправной работой термостата или заеданием жалюзи в открытом положении.
Недостаточный уровень воды в верхнем бачке радиатора бывает при утечке ее из системы охлаждения или выкипании. Утечка воды из системы может произойти через сальники, неплотности в соединении патрубков, сливные краники и поврежденные участки радиатора. Течь воды при износе сальников обнаруживают по подтеканию воды через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса. При появлении этой неисправности необходимо слить охлаждающую жидкость, ослабить ремень вентилятора и снять его, ослабить хомутик, отсоединить резиновый шланг и осторожно снять водяной насос с тем, чтобы не повредить прокладку. Отвернув болт крепления крыльчатки, снять ее. В сальнике может быть повреждена либо резиновая манжета, либо самоподжимная шайба; поврежденные детали нужно заменить, насос собрать и установить Неплотности в соединениях патрубков со шлангами устраняют затягиванием хомутиков , а краники, пропускающие жидкость, притирают. Для этого их снимают с двигателя, разбирают, на рабочую поверхность наносят притирочную пасту и возвратно-вращательным движением притирают до появления матовой полоски на всей рабочей поверхности краника.