Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Билет № 14
- Порядок работы цилиндров двигателя. 8 цил. V образного двигателя.
Чтобы работа многоцилиндровых двигателей была равномерной и плавной, одноименные такты в разных цилиндрах не должны совпадать, т. е. они должны чередоваться в определенной последовательности. Последовательность чередования одноименных тактов в разных цилиндрах называется порядком работы двигателя
В восьмицилиндровых V-образных двигателях ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 применяется порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8. В двигателе шатунные шейки коленчатого вала расположены под углом 90° В этом случае одноименные такты будут перекрываться в двух цилиндрах на 90° или наполовину хода поршня. За первые пол-оборота рабочий такт будет заканчиваться в восьмом цилиндре, полностью пройдет в первом и начнется в пятом цилиндре; за вторые пол-оборота —закончится в пятом, полностью пройдет в четвертом и начнется во втором цилиндре; за третьи пол-оборота— закончится во втором, полностью пройдет в шестом и начнется в третьем цилиндре; за четвертые пол-оборота — закончится в третьем, полностью пройдет в седьмом и начнется в восьмом. В результате такого большого перекрытия рабочих тактов в разных цилиндрах восьмицилиндровые V-образные двигатели работают плавно. Порядок работы цилиндров водитель должен знать для правильного присоединения проводов к свечам зажигания.
- Контактно-транзисторная система зажигания.
ряд существенных недостатков прошлых: сила тока высокого напряжения зависит от числа оборотов коленчатого вала двигателя; через контакты прерывателя проходит ток значительной силы, вызывающий быстрый их износ; ненадежное воспламенение рабочей смеси в быстроходных двигателях с высокой степенью сжатия и большим числом цилиндров.
У двигателя с контактно-транзисторной системой зажигания значительно увеличивается мощность, улучшается приемистость, облегчается пуск двигателя в холодное время года и повышается экономичность. Применяемые в настоящее время системы зажигания с полупроводниковыми элементами (транзисторами) сложнее рассмотренной, но имеет ряд преимуществ. Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является то, что между катушкой зажигания и контактами прерывателя включается транзисторный усилитель мощности В коллекторную цепь усилителя включена первичная обмотка катушки зажигания. Контакты прерывателя включены в цепь управляющего электрода транзистора — базы. При замыкании контактов через них поступит ток незначительной силы (0,75 а), при этом на управляющем электроде возникнет потенциал, вследствие чего транзистор откроет путь тока к первичной обмотке катушки зажигания. Сила тока, поступающего на первичную обмотку через транзистор, обеспечивает повышение напряжения во вторичной цепи примерно на 25%, что позволяет увеличить зазор между электродами свечи зажигания и величину искры независимо от числа оборотов коленчатого вала и облегчить пуск двигателя в холодное время года. Когда контакты прерывателя размыкаются, прерывается цепь тока управления транзистором и он запирается, так как сопротивление перехода силового участка транзистора (коллектор-эмиттер) повышается до нескольких сотен ом. Прерывание тока управления вызывает индуктирование э. д. с. самоиндукции в первичной и вторичной обмотках импульсного трансформатора. Импульс э. д. с. самоиндукции вторичной обмотки трансформатора действует на транзистор, ускоряя его запирание. Вследствие резкого прерывания тока в первичной цепи системы зажигания резко уменьшается магнитный поток, пересекающий витки :первичной и вторичной обмоток катушки зажигания, и в них индуктируется э. д. с. порядка 30 000 в во вторичной обмотке_и до 100 в в первичной. Ток высокого напряжения из вторичной цепи катушки зажигания поступает через центральный электрод на подавительное сопротивление — распределитель — свечу зажигания — массу — вторичную обмотку катушки зажигания. Электродвижущая сила самоиндукции первичной обмотки катушки зажигания заряжает конденсатор Если цепь высокого напряжения нарушена, э. д. с. самоиндукции может возрасти и вызвать пробой транзистора. Для этого параллельно первичной обмотке катушки зажигания включены два диода Д1 и Д2. Диод Д! препятствует протеканию тока через диод Д2— в обход первичной обмотки катушки зажигания. В случае увеличения э. д. с. самоиндукции в первичной цепи более 100 в сопротивление диода Д2 уменьшается и он пропускает через себя ток самоиндукции, при этом напряжение на клеммах первичной обмотки снижается и транзистор предохраняется от пробоя. Конденсатор С2 предназначен для защиты транзистора в случае обрыва цепи генератор — аккумуляторная батарея, цепи корпус генератора — корпус реле-регулятора и обрыва одной из фаз обмотки генератора. Во всех этих случаях конденсатор С2 будет заряжаться и уменьшать напряжение в сети. Транзисторный коммутатор имеет четыре зажима: М, К., зажим без обозначения и Р. Зажим М соединен с массой автомобиля многожильным неизолированным проводом, зажим К, — с одним концом первичной обмотки катушки зажигания, зажим без обозначения — со вторым концом первичной обмотки катушки зажигания, зажим Р — с зажимом подвижного контакта прерывателя.