Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Оценка вариантов и выбор решения
На этом этапе сначала уточняется область эффективных решений, а затем выбирается окончательный вариант решения задачи, рекомендуемый для дальнейшей конструкторской проработки.
Будем считать, что достижение удачного результата обеспечивают следующие критерии:
А1 – увеличение надежности работы линии;
А2 – снижение энергопотребления;
А3 –повышение уровня автоматизации;
А4 – точность и стабильность базирования;
А5 – простота и удобство наладки станка;
А6 – простота системы управления.
Варианты Yi и критерии Аj занесем в табл. 26 и произведем ранжирование вариантов.
Таблица 26
Ранжирование вариантов решений
Решения | Критерии | |||||
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | |
Y1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Y2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Y3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Y4 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Y5 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 |
Сравнивая варианты попарно в соответствии с принципом Парето, отметим, что вариант Y2 предпочтительнее вариантов Y3, Y4, Y5, так как каждый его ранг не хуже соответствующих рангов указанных вариантов. Вариант Y1 имеет ранги более высокие, чем вариант Y2, за исключением рангов по критерию А6. Отсюда следует, что в область эффективных решений входят только варианты Y1, Y2.
Для выбора наилучшего решения нужны дополнительные сведения по весу критериев. Если такие сведения получить трудно, то решение можно принять волевым путем. Из таблицы видно, что более предпочтительно выглядит вариант Y1. Его и принимаем за наилучшее решение.
Если все-таки вес критериев можно установить, то сведения об эффективных вариантах и весе критериев надо занести в табл. 27
Таблица 27
Выбор наилучшего решения
Решения | Критерии |
| |||||
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | ||
Y1 | 1/0,3 | 1/1 | 1/0,1 | 1/1 | 1/0,8 | 2/1 | 4,2 |
Y2 | 2/0,6 | 1/1 | 2/0,2 | 2/2 | 1/0,8 | 1/0,5 | 5,1 |
Вес | 0,3 | 1 | 0,1 | 1 | 0,8 | 0,5 |