Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Организация и проблемы финансирования НИОКР в России на современном этапе
Финансовый механизм реализации государственной политики финансирования НИОКР должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций. Большую роль в этом направлении должны играть бюджеты субъектов и муниципальных образований, т.к. очевидно, что у государства нет большой заинтересованности в финансировании разработок, используемых в масштабах например области, а тем более - их внедрения.
Другой сферой государственного финансирования является сфера прикладных исследований и внедренческих работ. Особое значение в рамках данной сферы приобретает усиление роли государственного заказа. Объектом целевого государственного финансирования должны стать федеральные инновационные и государственные научно-технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты создания конкретных видов принципиально новой техники, технологий и материалов или достижение практических результатов в ходе комплексных теоретических и экспериментальных исследований. В сочетании с обязательной "прозрачностью" процедур предоставления госзаказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта на его выполнение подобная практика обеспечит целевой характер и общее повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Формами госзаказа могут быть:
— целевой контракт под конкретные цели и определенных исполнителей с исключительным правом государства на полученные результаты;
— конкурсный контракт с разделением права собственности на полученные результаты между государством и исполнителем и правом государства на выкуп у исполнителя его доли.
В целом механизм прямого финансирования является наиболее перспективным именно на направлениях решения общегосударственных задач: финансирование науки, фундаментальных исследований, приоритетных прикладных исследований и т.п.,- для стимулирования увеличения доли затрат на НИОКР внутри хозяйствующих субъектов необходимо использования механизма косвенного государственного финансирования.
Ключевым звеном такого механизма является практика предоставления льгот исполнителям НИОКР. Прежде всего речь идет о налоговых льготах. Так Российским налоговым законодательством предусмотрена льгота для организаций, осуществляющих НИОКР за счет собственных средств. В соответствии с подпунктом «з» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (3) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% от суммы налогооблагаемой прибыли. Следует также учитывать, что п. 7 ст. 6 того же закона для ряда льгот (в т. ч. и вышеуказанной льготы дня организаций, осуществляющих НИОКР) установлено 50%-е ограничение на уменьшение фактической суммы налога, исчисленной без учета данных налоговых льгот.
К сожалению, в настоящее время предприятия практически не используют данную льготу, во-первых, из-за отсутствия прибыли, при котором 10% скидка значительной роли не играет, во-вторых, из-за отсутствия возможности проведения таких работ собственными силами. В связи с этим для стимулирования предприятий внедрять новые технологии следует предусмотреть снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на полный объем НИОКР. При этом в случае невозможности покрытия расходов по НИОКР за счет прибыли одного года необходимо предусмотреть снижение налога на прибыль в последующие годы.
Если говорить о льготах научным организациям то и здесь существуют свои проблемы. Так подпунктом «д» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (3) установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в порядке и по перечню, установленным правительством РФ. Данная льгота выведена из-под упоминавшегося выше 50%-го ограничения. "Однако практическое применение данной льготы по налогу на прибыль в настоящее время серьезно затруднено тем, что отсутствует утверждаемый правительством РФ порядок исключения из налогооблагаемой прибыли научных организаций, прошедших государственную аккредитацию, фактически произведенных затрат на проведение и развитие НИОКР" (32 стр. 9).