Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Разработка и составление программы специальных (эксплуатационных) испытаний дизеля 8ЧН20/26
Исследуем шум и вибрации на эксплуатационных режимах двигателя 8ЧН20/26. Предельно допустимые уровни шума регламентируются санитарными нормами.
Шум дизелей исследуют с целью определения уровней и спектрального состава акустических колебаний, выявления наиболее интенсивных источников шума и вибраций.
Испытание проводим по нагрузочной характеристике двигателя.
При измерениях необходимо следить, чтобы посторонние шумы были на 10 Дб ниже шума испытываемого двигателя.
Горизонтальные шумодиаграммы снимают в трёх уровнях: на уровне картерных щитов, топливных насосов и ресивера наддувочного воздуха, цилиндровых крышек и ГТН.
Вертикальные шумодиаграммы снимают также в трёх плоскостях, деля двигатель на три части.
Результаты дадут общую картину распределения шумового поля двигателя.
Для детального исследования причин, вызывающих вибрации и шум, целесообразно производить спектральный анализ основных возмущающих сил, действующих в источнике. Обычно выполняется спектрографирование давления газов в цилиндре, давления топлива в трубопроводе высокого давления, колебания давления в продувочном ресивере и выпускном коллекторе.
При снятии шумодиаграмм микрофон устанавливают в фиксированных точках на одинаковых расстояниях (0,5 м) от излучающих шум поверхностях двигателя. Точки установки вибродатчика выбирают на расстоянии приблизительно 0,5 м одна от другой.
Измерение вибрации проводится по трём колебательным параметрам: ускорению, скорости и перемещению.
Построив по измеренным значениям вибродиаграммаму, можно точно определить наибольшую амплитуду колебательной скорости и тем самым определить наиболее интенсивный источник шума.
Схема установки датчиков следующая:
-в картере двигателя в районе 1,4,8 цилиндров (3 пъезокварцевых датчика);
-в районе ТНВД(1 пъезокварцевый, 1 вибродатчик );
-ресивере наддувочного воздуха в районе 1, 4, 8 цилиндров(3 пъезокварцевых, 2 вибродатчика);
-на цилиндровых крышках 1,4,8 цилиндров(3 пъезокварцевых датчика);
-в районе ГТН(1 пъезокварцевый датчик);
-на фундаменте в районе 1,4,8 цилиндров, с двух сторон(6 пъезокварцевых, 4 вибродатчика);
-выпускном коллекторе(2 вибродатчика);
-1,4,8 цилиндрах двигателя (3 вибродатчика);
Всего 28 датчиков для измерения шума и вибраций, 1 датчик для измерения частоты вращения, и 1 для измерения крутящего момента. Отсюда следует, что на каждом режиме необходимо снять не меньше 30 показаний.
Эффективная мощность дизеля определяется по формуле:
Задаём режимы работы двигателя, согласно таблице 10.
Составим таблицу измеряемых параметров, см табл. 9
Таблица 9 – Измеряемые параметры.
№ | Измеряемые параметры | Размер- ность | Тип и марка прибора | Погреш- ность |
1 |
Частота вращения двигателя | мин-1 |
Электортахометр | ± 2% |
2 | Уровень шума | Дб | Шумомер Ш-3 | ± 2,5 Дб |
3 |
Уровень вибрации | Дб |
Виброметр ИВПШ | ± 2,5 Дб |
4 |
Уровень вибрации, шума |
Дб | Вибродатчик, магнитофон Репортёр-2, пьезокварцевые датчики | |
5 |
Крутящий момент |
кг·м | Торсионный динамометр |
±2% |