Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Характеристика ассортимента бензинов
Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77 и ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для последних - по исследовательскому.
В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых.
Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем. Наибольшая потребность существует в бензине А-92, который вырабатывается по ТУ 38.001165-97, хотя доля бензина А-76 в общем объеме производства остается очень высокой. Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96 с октановыми числами по исследовательскому методу соответственно 80 и 96.
Эти бензины предназначены в основном для поставки на экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по исследовательскому методу производится по ТУ 38.401-58-122-95 и ТУ 38.401-58-127-95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается вырабатывать с использованием этиловой жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по отдельным техническим условиям (ТУ 38.401-58-86-94). При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование алкилсвинцовых антидетонаторов не допускается. Требования ГОСТ 2084-77 к качеству автомобильных бензинов приведены в таблице.
Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084-77, в зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние.
· Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля.
· Летние - для применения во всех районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов.
Параметры автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084-77, существенно отличаются от принятых международных норм, особенно в части экологических требований. В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до уровня европейских стандартов разработан ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия", который вводится в действие с 01.01.99 г. Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084-77, которым предусмотрен выпуск как этилированных, так и неэтилированных бензинов. В соответствии с ГОСТ Р 51105-97 будут вырабатываться только неэтилированные бензины (максимальное содержание свинца не более 0,01 г/дм3). См. таблица №1
Характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084–77) (Таблица №1)
Показатели |
А-72 |
А-76 неэтил. |
А-76 этил. |
АИ-91 |
АИ-93 |
АИ-95 |
Детонационная стойкость: октановое число, не менее: | ||||||
моторный метод |
72 |
76 |
76 |
82,5 |
85 |
85 |
исследовательский метод |
Не нормируется |
91 |
93 |
95 | ||
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более |
0,013 |
0,013 |
0,17 |
0,013 |
0,013 |
0,013 |
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже: | ||||||
летнего |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
30 |
зимнего |
Не нормируется | |||||
10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||||||
летнего |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
75 |
зимнего |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||||||
летнего |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
120 |
зимнего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
105 |
90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||||||
летнего |
180 |
180 |
180 |
180 |
180 |
180 |
зимнего |
160 |
160 |
160 |
160 |
160 |
160 |
Конец кипения бензина, °С, не выше: | ||||||
летнего |
195 |
195 |
195 |
205 |
205 |
205 |
зимнего |
185 |
185 |
185 |
195 |
195 |
195 |
Остаток в колбе, %, не более |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Остаток и потери, %, не более |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Давление насыщенных паров бензина, кПа: | ||||||
летнего, не более |
66,7 |
66,7 |
66,7 |
66,7 |
66,7 |
66,7 |
зимнего |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
66,7-93,3 |
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более |
3,0 |
1,0 |
3,0 |
3,0 |
0,8 |
2,0 |
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более: | ||||||
на месте производства |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
на месте потребления |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее |
600 |
1200 |
900 |
900 |
1200 |
900 |
Массовая доля серы, %, не более |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
Цвет |
- |
- |
Желтый |
- |
- |
- |