Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Контроль качества работ при строительстве моста
Контроль качества производства работ на всех стадиях монтажа металлоконструкций вантового пролетного строения осуществляли работники технического надзора АО "Мостострой-11", Мостоотрядов №15 и 87, дирекция заказчика, АО ЦНИИС и лаборатория ультразвукового контроля сварных соединений. К геодезическому контролю была привлечена кафедра "Геодезия" Петербургского государственного университета путей сообщения; к контролю усилий в элементах пилона, балки жесткости и вант — ООО "Мост-сервис" (г. Новосибирск).
Выполнение каждой последующей операции разрешалось только после осуществления контроля и обеспечения качества работ на предшествующих операциях. Результаты контроля фиксировались в составленных по установленной форме документах (актах и журналах), в которых отражались данные обследований на всех стадиях входного и пооперационного контроля, а также конструкции в целом. Ответственность за качество работ на всех этапах монтажа несли исполнители и руководители данного вида работ, а также работники технического надзора согласно соответствующим должностным инструкциям. При входном контроле поступающие на стройку конструкции подвергались приемке, в том числе проверялось соответствие качества материалов и конструкций указаниям проекта, требованиям ТУ и стандартов, сертификатам и паспортам заводов-поставщиков. Кроме того, не-обходимо было наличие клейма ОТК завода-изготовителя и маркировки в соответствии с заводской монтажной схемой. При приемке металлоконструкций осуществлялся контроль правильности геометрических форм и размеров, отсутствия недопустимых остаточных деформаций и повреждений, формы подготовленных кромок монтажных соединений и качества заводских сварных соединений.
Проверка качества подготовки стыков монтажных элементов и контроль исполнения монтажных соединений на высокопрочных болтах производился согласно указаниям СТП 006-97, а контроль качества механической обработки сварных соединений — указаниям ВСН 188 — 78. Контроль режимов сварки, марок электродной проволоки, флюсов и электродов, технологии сварки, качества сварных соединений и исправления дефектов сварных швов выполнялся в соответствии с "Инструкцией по сварке". Допуски по технологическим дефектам монтажных швов принимались по табл. 41 СНиП III-18-75. Кроме того, существовал контроль на всех стадиях сборки в соответствии с картами операционного контроля качества, разработанными АО "Гипротрансмост".
При проверке намечаемых режимов сварки и сварочных материалов производилось изготовление и испытание контрольных образцов для каждого типа сварного соединения, встречающегося в конструкции, при этом металл контрольных образцов соответствовал металлу, принятому в конструкции пролетного строения. Сварку контрольных образцов осуществляли в том же положении, что и сварку на монтаже (укрупнительной сборке), а испытание образцов — в соответствии с "Инструкцией по сварке". В ходе пооперационного контроля проверяли качество исправления отклонений, зафиксированных при приемке монтажных элементов, поступающих на сборку, а также соответствие монтажных элементов рабочим чертежам с учетом допусков.
Высокому качеству изготовления монтажных сварных соединений способствовала правильная организация технического контроля качества производства ра-бот, состоящего из следующих этапов:
— входной контроль, предполагающий проверку состояния и качества поступавших сварочных мтериалов, оснаски и приспособлений, сварочного вспомогательного оборудования, аппаратуры и приборов; контролировалась правильность геометрических форм и размеров поступивших с завода "Курганстальмост" конструкций, проверялась квалификация сварщиков путем сварки ими различных образцов и их последующих испытаний;
— пооперационный контроль в процессе выполнения сборочно-сварочных работ, при котором проверялись подготовка металла и стыкуемых кромок под сварку; правильность сборки стыковых и тавровых соединений; величина сварочного зазора по всей длине стыка; расположение, размер, количество и качество электроприхваток; качество подготовки комбинированных спецподкладок; надежность поджатия подкладок; выполнение и температура подогрева стыка перед его сваркой; параметры режима автоматической сварки и др.;