Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Назначение системы охлаждения
Температура газов в цилиндрах работающего двигателя достигает 1800 .2000 °С. Только часть выделяемого при этом тепла (для карбюраторных двигателей – 21 .28 %) преобразуется в полезную работу. Часть тепла (12 .27%) отводится с охлаждающей жидкостью, в противном случае детали двигателя перегреваются и резко возрастает их износ (вследствие их расширения).
Чрезмерное повышение температуры двигателя, кроме того, приводит к выгоранию смазки.
Значительное снижение температуры работающего двигателя также нежелательно. В переохлажденном двигателе мощность снижается за счет потери тепла, увеличиваются потери на трение из-за более густой смазки, часть рабочей смеси конденсируется, смывая смазку со стенок цилиндра, и увеличивается износ деталей. В переохлажденном двигателе увеличивается коррозийный износ стенок цилиндров в результате образования серных и сернистых соединений.
Из выше перечисленного следует, что система охлаждения служит для поддержания нормального теплового режима двигателя и для отвода излишек тепла вне зависимости от условий эксплуатации.
На автомобиле «Жигули» применена жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной двухконтурной циркуляцией охлаждающей жидкости. Позднее я расскажу о «принудительной двухконтурной циркуляции» поподробнее.