Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Предельная температура надежного пуска холодного двигателя с системой предпускового подогрева и время его подготовки к принятию нагрузки
Параметры |
Назначение автомобиля | ||
общего и северного исполнения и многоцелевого назначения |
многоцелевого назначения |
северного исполнения | |
Предельная температура надежного пуска двигателя, °С, не выше |
-45 |
-50* |
-60* |
Сорт моторного масла |
Зимнее, класса «8» |
Маловязкое загущенное, класса «4з/6»; «4з/8»; «5з/8» | |
Сорт трансмиссионного масла |
Зимнее |
(Арктическое) загущенное маловязкое | |
Сорт топлива |
Бензин зимний, дизельное «А» |
Бензин зимний, дизельное «А», топливо для реактивных двигателей | |
Время подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин, не более |
36 |
30 |
45 |
* Пуск двигателя с применением устройств облегчения пуска холодного двигателя.
Надежность пуска двигателей автомобилей, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур, может обеспечиваться применением системы предпускового подогрева, использованием соответствующих топлив и масел, специальных устройств для обеспечения пуска холодного двигателя, системы теплоизоляции и подогрева аккумуляторных батарей.
Для предпускового индивидуального подогрева двигателей используются встроенные предпусковые подогреватели типа П или ПЖБ, работающие на бензине, или типа ПЖД - на дизельном топливе. Они обеспечивают одновременный разогрев охлаждающей жидкости в системе охлаждения и масла в картере. Применение индивидуальных подогревателей особенно эффективно при температурах наружного воздуха ниже -30°С. При -12°С .-30°С для облегчения пуска холодные двигателей эффективно использовать приспособления для впрыска легковоспламеняющейся пусковой жидкости.
Для снижения сопротивления провертыванию коленчатого вала двигателя при пуске необходимо применять специальные зимние масла с пологой вязкостно-температурной характеристикой, с температурой застывания до -(60 .70) °С. Для сокращения времени прогрева двигателя при пуске должна быть предусмотрена возможность временного отключения вентилятора. Аккумуляторные батареи для сохранения необходимой емкости должны иметь теплоизоляцию и регулируемый обогрев от работающего двигателя или других источников тепловой энергии. Имея степень заряженности 75 %, они должны обеспечивать надежный пуск двигателя без предварительного подогрева с применением средств облегчения его после 24-часовой стоянки автомобиля на открытом воздухе.
С целью снижения изнашивания деталей двигателя в период пуска желательно предусматривать в его конструкции возможность ввода масла под давлением в масляную магистраль за 1 .2 мин до пуска двигателя, а также в период его прогрева.
Система охлаждения двигателей должна иметь теплорегулирующий комплекс, обеспечивающий поддержание нормального теплового состояния двигателя на всех режимах работы температурах наружного воздуха с учетом того, что в зимнее время часть теплоты должна отводиться в систему отопления кабины , а также пассажирского салона у автобусов. Этот комплекс включает автоматически регулируемое утепление
радиатора (жалюзи или сплошные шторки), термостат, устройство для автоматического отключения вентилятора при понижении температуры охлаждающей жидкости,
утеплительные чехлы капота или передней стенки кабины (при бескапотной компоновке). Применение последних позволяет сохранять тепло при неработающем двигателе, что очень важно для сокращения времени его пуска и прогрева после непродолжительной стоянки. Способность двигателя сохранять тепло характеризуется средней скоростью остывания жидкости в нижних точках системы охлаждения. Она не должна превышать 0,75°С в минуту в интервале температур жидкости от 85°С до 20°С при температуре наружного воздуха -55 .-60°С и при отсутствии ветра.