Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Стратегия организации
Действующая с 1944 года Конвенция доказала свою способность служить достаточно гибкой структурой, которая позволяет ИКАО успешно выполнять возложенные на нее обязанности. Однако в наши дни международная гражданская авиация сталкивается с серьезными проблемами. Возникла настоятельная необходимость в том, чтобы ИКАО адаптировалась в рамках Конвенции к таким быстро изменяющимся условиям, как:
· глобализация и транснационализация рынков и коммерческой деятельности;
· возникновение региональных и субрегиональных торговых и регламентирующих объединений;
· коммерциализация государственных поставщиков обслуживания;
· диверсификация фискальных мер с учетом бюджетных потребностей;
· либерализация экономического регулирования;
· возможное уклонение от соблюдения нормативных актов в области обеспечения безопасности полетов (а также актов в области трудовых отношений, конкуренции и других актов), в результате стирания границ между секторами и нечеткого определения обязанностей соответствующих полномочных органов;
· признание существования экологических проблем и принятие мер по их устранению;
· появление новых технологий;
· достижение предельных физических возможностей инфраструктуры.
Стратегический план действий, принятый Советом ИКАО 7 февраля 1997 года и обновленный 7 июня 2004 года, призван стать инструментом практической реализации перспектив, намеченных в Чикаго основателями ИКАО, перед лицом этих и других проблем и гарантией принятия Организацией в предстоящие годы мер по решению стоящих перед ней задач и удовлетворения Организацией соответствующих потребностей всех ее Договаривающихся государств.
Цель Стратегического плана действий заключается в дальнейшем повышении уровня безопасности полетов, авиационной безопасности, эффективности международной гражданской авиации и содействии реализации принципов, заложенных в Конвенции о международной гражданской авиации. Он предопределяет программу работы, соответствующие приоритеты и бюджетную деятельность Организации. Этот план постоянно пересматривается в целях учета изменяющихся потребностей государств в условиях непрерывных перемен.
К настоящему времени ИКАО объединяет 185 государств, являясь одной из самых авторитетных, эффективных и представительных международных организаций. Динамичное развитие мировой гражданской авиации, сопровождающееся удвоением объема авиаперевозок за каждое десятилетие, при неизменных показателях безопасности полетов неизбежно ведет к существенному росту абсолютного количества авиационных происшествий, что вызывает серьезную обеспокоенность мирового авиационного сообщества. В целях обеспечения значительного снижения частоты авиапроисшествий в мире ИКАО разработан и принят к внедрению Глобальный план обеспечения безопасности полетов. В соответствии с данным планом ИКАО приступила к реализации всемирной универсальной программы контроля за обеспечением безопасности полетов, которая предусматривает проведение, начиная с 1 января 1999 года, силами экспертов ИКАО регулярных, обязательных, систематических и единообразных проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов в государствах-членах ИКАО.
В области аэронавигации принята к реализации концепция ИКАО по будущим аэронавигационным системам, предусматривающая решение проблемы перегруженности воздушного пространства при одновременном повышении безопасности полетов и снижении эксплуатационных затрат авиакомпаний. Осуществляется процесс внедрения систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения на основе спутниковых технологий с использованием российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и аналогичной американской системы GSP. Разработаны стандарты ИКАО, направленные на внедрение новых бортовых и наземных систем, повышающих уровень безопасности полетов, а также использование глобальной спутниковой навигационной системы для обеспечения заходов на посадку. Усилия ИКАО в области экономики воздушного транспорта сконцентрированы на сборе статистических данных и разработке кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов развития гражданской авиации, как на мировом, так и на региональном уровнях. В области защиты окружающей среды от воздействия авиации внимание ИКАО сконцентрировано на проблемах авиашума на местности и эмиссии авиадвигателями вредных веществ.