Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Понятие «фордизм»
Автомобиль, и даже конвейер существовали до Форда. Его главная заслуга в создании поточного производства, которое получилось настолько экономичным, что оно за несколько десятилетий покорила весь мир. Эта система производства – фордизм – сформировала индустриальную промышленность и принципиальным образом изменило всё общество.
Фордизм – это система организации поточно-массового производства, основанная на применении стандартизации, конвейеризации и рационализации производственных процессов. [6]
Рационализация производства на заводах Форда была доведена до абсолюта. Вот что писал Форд о сборке автомобильного поршня: «Инспектор проанализировал различные движения рабочего по хронометражу и нашёл, что при девятичасовом рабочем дне четыре часа уходило на хождение взад и вперед». В итоге, перестроив всю работу, удалось повысить производительность при сборке поршней в пять раз. [12] [6]
Стандартизация, то есть использование взаимозаменяемых деталей, качественно упростила процесс сборки, ускорила темп работ и снизила себестоимость продукта. После отладки модели «Т» и запуска конвейера один автомобиль изготавливался за 2 часа и стоил менее 400 долларов.
Фордизм привёл к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму, стал синонимом жестокой эксплуатации рабочих. Система разделения труда позволила использовать неквалифицированную рабочую силу. Для этой работы пригодны, в частности, иностранцы, не владеющие коренным языком. Даже особые физические данные (сила, ловкость) требуются всё меньше. Выполнить в течение рабочего дня несколько примитивных стандартных движений в принципе способен каждый, будь он физически неполноценным. «…Лежащие в больнице, которые могли сидеть, оказались вполне пригодными для этой операции (навинчивание гаек на небольшие болты) и зарабатывали обычную заработную плату… Глухонемые не требуют особого внимания… Во время последнего статистического подсчёта у нас работало 9563 человека, находящихся в физическом отношении ниже среднего уровня. Из них 123 были с изувеченной или ампутированной кистью или рукой, один потерял обе руки, 4 были совершенно слепые, 207 почти слепых на один глаз, 37 глухонемых, 60 эпилептиков, 4 лишённых ступни или ноги». [12]
На заводах Форда на обучение 43% рабочих было достаточно одного дня, а для ещё 36% - недели.
Фордизм привёл к полному отчуждению рабочего от привычных моделей труда и образа жизни. Конвейер навязывал человеку эффективные, но абсолютно неестественные трудовые функции, чудовищную степень концентрации внимания на рутинных, примитивных действиях. Это неизбежно вело к нервному истощению и внутренней деградации рабочих. Работника фордовского завода легко было узнать по истощённому виду и нервным, резким движениям. Их даже называли «фордовскими покойниками».
Фордизм изменил не только экономику, но и общество, став символом перехода к индустриальной экономике и обществу массового потребления. Характерно, что Олдос Хаксли в своём романе «О дивный мир новый мир» ввёл новое летоисчисление – «от рождества Форда».
Первое, что принес с собой фордизм, - переход от ремесленного к массовому производству. Это превратило рынок в то, чем он является сегодня, - организм, состоящий из гигантских вертикально интегрированных и функционально специализированных концернов, основанных на разделении труда и минимизирующих издержки за счёт масштабов производства. [6] [8]