Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Конкуренция
Не умея анализировать спрос и соразмерять его с предложением, Форд принимал ошибочные волевые решения и на зарубежных рынках. Бороться с конкурентами в Европе в 20 - 30-е годы он пытался путем расширения производства и строительства новых автозаводов. Однако эти новостройки оказывались убыточными, так как не соответствовали ёмкости национальных рынков. Дилеры компании Форда в Англии не справлялись с заданиями по продажам и предпочитали иметь дело с британскими автомобилестроителями, которые в 1929 году контролировали уже 75% сбыта.
Компания Форда потерпела поражение и в Германии. Если в 1930 году она была на втором месте по продажам, уступая только компании Адама Опеля. То через два года оказалась на 9-ом месте. В 1938 году Форду удалось достичь четвёртого места, но восстановить прежнее положение оказалось невозможным. И в этой стране возможности «Форд мотор компани» подорвало строительство нового автозавода (в Кёльне). [14]
Экономика Веймарской республики переживала тяжелый кризис. Прибывший в октябре 1930 года Форд в Кёльн на закладку нового завода заявил репортёрам, что не видит в Германии никаких экономических трудностей. «Дженерал моторс» же тщательно проанализировала возможности германского рынка, на котором доминировала фирма «Опель». Вместо лобовой атаки на конкурента менеджеры «Дженерал моторс» пошли на соглашение с вышеупомянутой компанией, оказав им крупную финансовую и техническую помощь в обмен на участие в прибылях. Доля «Дженерал моторс» составила 80%, но реконструированная фирма «Опель» заняла ведущее положение в Западной Европе и в 30-е годы контролировала около 40% германского автомобильного рынка. Завод Форда работал с большой недогрузкой, так как каналы сбыта автомобилей находились в руках конкурентов, и капиталы, вложенные в новостройку, не окупались.
В 1936 – 1937 годах «Дженерал моторс» и «Крайслер» официально признали профсоюз автомобилестроителей, который с 1936 года являлся коллективным членом Конгресса производственных профсоюзов (КПП). «Форд мотор компани» категорически отказала своим рабочим в праве на объединение и на коллективный договор.
30-е и 40-е годы стали для Генри Форда периодом «безвременья». Он мало интересовался производством, почти не бывал на заводах. Хотя после модели «А», имевшей кратковременный успех, с конвейеров сходили «форды» новых конструкций прибыли компании оставались низкими.
Крупным последним достижением при жизни основателя компании стал новый авиационный завод в Уиллоу-Ран, на котором в годы второй мировой войны развернулось поточное производство четырёхмоторных бомбардировщиков Б-24 («Либерейтор»), самое крупное в США. Хотя вместо обещанной тысячи боевых машин в 1940 году завод давал до 428 в месяц, это был значительный вклад в технологию самолётостроения. Принцип конвейера позволил снизить стоимость «Либерейтора» с 238 000 в 1942 году до 137 000 долларов в 1944 году. Впоследствии на базе этого завода было начато производство знаменитых Б-29 («Летающая крепость»).
[14]