Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Трактор и электрификация сельского хозяйства
Стремление Форда к рационализации распространялось на всё новые области. Для механизации труда фермеров он с 1918 года начал выпускать тракторы «Фордзон» для внутреннего рынка (в годы первой мировой войны 5000 тракторов были произведены специально для Англии, причём на них могли работать женщины, заменившие мобилизованных на фронт мужчин). «Во время войны правительство проделало эксперимент, для того чтобы сравнить эксплуатационные расходы при работе трактора с хозяйством, использующим лошадиную силу. Расчёт был сделан исходя из высоких цен на тракторы и высокой стоимости транспорта. Кроме того, цифру на амортизацию и ремонт были взяты слишком высокие (см. приложение)». [12]
Стремясь предельно централизовать хозяйственный механизм, он решил присоединить к нему добычу сырья и перевозку топлива. Он выкупил у государства железнодорожную линию Детройт-Толидо-Айронтон, протянувшуюся к угольным копям Западной Виргинии, стал владельцем 16 шахт, 700 000 акров леса, флотилии пароходов, перевозивших по Великим озёрам железную руду, прорыл канал, спрямивший доставку грузов по воде, выстроил несколько электростанций, лесопильных и стекольных заводов. [14]
Форд считал, что крупные индустриальные центры нужно сочетать с развитием мелкой сельской промышленности; не создавая миграции из села в город, а напротив, приближая предприятия к местам жительства. Он показал, насколько целесообразно использовать малые реки для строительства небольших гидроэлектростанций, обеспечивая энергией местную промышленность и занятостью сельских жителей. Для электрификации сельского хозяйства Форд предлагал использовать обветшавшие водяные мельницы, переоборудовав их в электростанции. Несколько таких электростанций он построил на реке Руж и экспериментально доказал правильность своей идеи.
В 20-е годы советские внешнеторговые организации проявляли интерес к тракторам Форда, как к наиболее дешёвым и опробованным на практике. В 1924 году у «Форд мотор компани» было закуплено 8300, а в 1925 году – ещё 12000 тракторов. Компания Форда внесла наиболее крупный вклад в развитие советского автомобилестроения. В мае 1929 года заместитель председателя ВСНХ СССР В. И. Межлаук заключил с Фордом договор о технической помощи в строительстве Горьковского автозавода. [14]
Правда, невнимание Форда к организации сбыта через автомобильных дилеров (никогда не имевших дело с сельскохозяйственной техникой) и игнорирование достижений конкурентов привели к свёртыванию в конце 20-х годов производства тракторов. В 1925 году Форд заинтересовался авиацией и начал строить цельнометаллические трёхмоторные самолёты, совершавшие коммерческие рейсы между Детройтом, Чикаго и Кливлендом. Он раньше других промышленников оценил значение и перспективы нового вида транспорта, но, как и в случае с тракторами, развернуть строительство самолётов на базе производства, узко ориентированного на выпуск и продажу автомобилей, было невозможно без коренной реорганизации управления.