Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Определение размеров основных элементов порта
Под входом в порт понимают совокупность элементов, обеспечивающих безопасность прохождения судов на акваторию порта: входные ворота, участок подходного канала с одной стороны и входного рейда с другой. Ширина входа в порт – это проекция расстояния между головами оградительных сооружений на нормаль к оси судового хода.
Расчет проходной ширины ворот порта.
где: - ширина судна;- скорость сноса судна под действием течения и ветра (скорость дрейфования), м/с; - скорость судна при подходе к порту; - расчетная длина судна; - время рыскания судна (принимается равным 60с); - угол рыскания (3-10 град,);- запас навигационной безопасности.
Навигационная глубина порта определяется как сумма слагаемых: где - осадка расчетного судна в грузу; - запас на увеличение осадки судна при его крене, для танкеров Zo= 0,017 В(запас на крен судна), где В-ширина танкера; - запас глубины в порту, он равен 0,04Т(запас на движение судна); - волновой запас; - Запас на осадку судна на ходу (скоростной запас) (принимается по таблице); - багерместерский запас - сознательное переуглубление дна Если порт подвержен приливам - отливам, то величина отлива - прилива также учитывается, но тогда навигационных глубины будет две - при приливе и при отливе.
Глубина в канале определяется по зависимости: , где: - осадка расчетного судна. Глубина воды в канале где - волновой запас, равен 0,15м; - скоростной запас, равен 0,1м.
Районирование порта
Морские торговые порты для удобства эксплуатации разделяют на отдельные районы, что позволяет лучше использовать перегрузочное оборудование, дифференцировать глубины по площади акватории, принимать конструкции причалов, наилучшим образом отвечающие типам судов и способам переработки грузов. При районировании порта учитывают специфику районов, целесообразное взаимное размещение районов различного назначения, специализацию технологических перегрузочных комплексов, структуру грузооборота, виды плавания.
По технологическим признакам в порту выделяют грузовые районы, районы комплексного обслуживания транспортного флота, предназначенные для оказания судну и его экипажу всех услуг с момента подхода судна к внешнему рейду и до момента его ухода из порта: пассажирский район, район судоремонта.
Грузовые районы различают по видам грузов и направлениям грузопотоков.
Условия, определяющие компоновку порта, можно разделить на две группы: общие и местные. Первые определяют требования, относящиеся ко всем портам в пределах страны или какого-либо бассейна; вторые учитывают местные особенности конкретного района.