Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Введение
На дорогах нашей страны все чаще можно видеть мощные трехосные грузовики - КамАЗы. Поточное крупномасштабное производство этих машин осуществляет Камское объединение по производству большегрузных автомобилей.
Сейчас КамАЗ вышел на передовые позиции в мировом автомобилестроении. Более 300 тысяч грузовиков различных модификаций уже трудятся на дорогах нашей страны Но молодежный коллектив Камского автогиганта, комсомольцы объединения не успокаиваются на достигнутом. Они постоянно совершенствуют технику и технологию производства, создают новые модели большегрузных автомобилей. С одной из последних разработок камазовцев - автомобилем-самосвалом со съемным кузовом - знакомит посетителей экспозиция Центральной выставки НТТМ-82.
Народное хозяйство нашей страны давно уже испытывало потребность в тяжелом грузовике. Его ждали в строительстве, сельском хозяйстве, добывающей промышленности и во многих других отраслях экономики.
Надо сказать, что КамАЗ - не только еще один мощный грузовик. Это принципиально новая машина, воплотившая в себе, помимо самых современных конструкторских решений, еще и новаторский подход к технологии изготовления, к профессиональной подготовке рабочих и инженерных кадров.
Высококачественное оборудование, которым располагает Камское объединение, предопределяет высокую образовательную и профессиональную подготовку рабочих. И такой контингент уже формируется на заводе Чтобы привлечь кадры в объединение, закрепить их, чтобы дать перспективу роста молодежи, составляющей основу заводского коллектива, на КамАЗе внедряется так называемая «вазовская» система профессионального продвижения. Суть ее - последовательное освоение новых и новых специальностей - от простых до требующих высокой квалификации. Происходит это, разумеется, в соответствии с индивидуальными склонностями рабочих. Сегодня около девяти тысяч камазовцев углубляют свои профессиональные знания на различных курсах, более четырех тысяч учатся в вечерних школах, на вечерних и заочных отделениях вузов и техникумов.
В Камском объединении высок удельный вес инженерно-технических работников: около трети всего коллектива. И большинство - комсомольцы. Об этом говорит и средний возраст ИТР - около 32 лет. Для сегодняшнего инженера-камазовца характерны высокая эрудиция, глубокое знание современных направлений развития науки и техники, оперативность, способность к генерированию идей, неиссякаемое трудолюбие. Именно эти качества тружеников предприятия во многом определяют его техническое лицо. Показанный камазовцами на Центральной выставке НТТМ-82 грузовик с индексом 55113 - квинтэссенция конструкторских достижений молодежного производственного коллектива КамАЗа - найдет широкое применение прежде всего в сельском хозяйстве, внесет весомый вклад в решение задач, поставленных XXVI съездом КПСС, в выполнение Продовольственной программы.
КамАЗу - так назвали новый завод - предстояло выпускать ежегодно 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей, которые, кроме КамАЗов - машин формировавшегося производственного объединения, - проектировалось устанавливать на «Уралах» и ЗИЛах, автобусах ЛАЗ и ЛиАЗ. Шефство над строительством предприятия взял на себя комсомол. На ударную комсомольскую стройку со всех концов страны прибывали новые отряды молодежи - и уже 16 февраля 1976 года с главного конвейера сошел первый автомобиль. С тех пор темп их выпуска постоянно нарастает: в мае 1979 года был собран стотысячный грузовик, в декабре 1980 года - двухсоттысячный, а в марте 1982 года - трехсоттысячный.
Новейшее оборудование КамАЗа - высокопроизводительное, автоматизированное и весьма сложное - потребовало от кузнецов, сварщиков, литейщиков, операторов, наладчиков и сборщиков углубленных профессиональных знаний. И неудивительно поэтому, что уровень образования рабочего КамАЗа составляет 9,8 класса!
Грузовики КамАЗ проектировались для массовых перевозок грузов в любых климатических зонах. При выборе схемы новой машины в расчет было принято прежде всего то обстоятельство, что покрытие большинства дорог нашей страны рассчитано на осевую нагрузку автомобиля не свыше 6 т. А поскольку на задний мост автомобиля с полной массой около 16 т ложится почти две трети этой нагрузки - 11 т,- КамАЗы были сделаны трехосными. При этом на каждую из задних осей у моделей 5320 и 5410 приходится масса около 5,5 т. Эти машины относятся к так называемой группе Б, то есть к автомобилям, одна ось которых создает нагрузку на полотно дороги не более 6 т.
Чтобы облегчить управление, конструкторы применили на машине гидравлический усилитель руля, пневматический усилитель в приводе сцепления, пневматическое управление делителем (подробнее о нем скажем ниже) в трансмиссии. В машине очень много сделано для создания водителю комфортабельных условий работы. Это прежде всего регулируемое (по расстоянию до педалей) сиденье водителя, которое имеет торсионную подвеску с гидравлическим амортизатором. Это и очень мощный отопитель, и хорошая звуко- и теплоизоляция кабины. На моделях, предназначенных для дальних рейсов (КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, КамАЗ-53212), в кабине предусмотрено дополнительное спальное место. По многочисленным отзывам водителей, комфортабельность КамАЗа почти такая же, как и легковой машины.