Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Газораспределительный механизм
Распределительный вал стальной. Кроме кулачков он имеет пять опорных шеек и шестерню привода распределителя зажигания масляного насоса. Подшипниками распределительного вала являются запрессованные в блок втулки. Втулки изготовлены из стальной ленты, залитой баббитом.
Кулачки по ширине шлифуются на конус. Угол наклона образующей кулачка и сферическая поверхность толкателя сообщают толкателю вращательные движения, снижая износ стержня и торца толкателя.
Кулачки, опорные шейки и шестерня привода датчика распределителя зажигания и масляного насоса подвергнуты поверхностной закалке.
Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала через пару шестерен: чугунную - на коленчатом валу и текстолитовую - на распределительном.
Осевое перемещение распределительного вала ограничивается стальным упорным фланцем. На переднюю шейку распределительного вала устанавливается стальной штампованный эксцентрик привода бензинового насоса и его балансир. Все детали на переднем конце распределительного вала закреплены специальным болтом с шайбой.
Толкатели плунжерного типа. Внутри толкатель имеет сферическое углубление для нижнего наконечника штанги. На цилиндрической поверхности толкателя у нижнего торца имеется два отверстия для слива излишков масла.
Штанги толкателей имеют напрессованные на концах стальные, термически обработанные наконечники.
Коромысла. В отверстие ступицы коромысла запрессованной втулки. На внутренней поверхности втулки имеются канавки для равномерного распределения смазки и подачи ее к сверлению в коротком плече коромысла.
Короткое плечо коромысла имеет резьбовое отверстие, в которое ввертывается регулировочный винт. Длинное плечо коромысла имеет термически обработанную цилиндрическую поверхность, которой коромысло нажимает на стержень клапана.
Регулировочный винт. В головке регулировочного винта имеется сферическое углубление для верхнего наконечника штанги. Регулировочный винт имеет осевое сверление, поперечный канал и кольцевую выточку на стержне для подвода смазки. Стопорится регулировочный винт контргайкой.
Ось коромысел полая, с герметически закрытыми торцовыми отверстиями. Внутренняя полость служит для подвода масла к коромыслам через радиальные сверления в оси. Поверхность оси, где работают коромысла, подвергнута закалке.
Стойки оси коромысел. Ось коромысел крепится к головке цилиндров при помощи стоек. Стойки чугунные, литые. Они фиксируют положение коромысел на оси. От осевых перемещений коромысла удерживаются распорными пружинами, прижимающими коромысла к стойкам. Крайние коромысла прижимаются к стойкам плоскими пружинами, которые закрепляются на оси при помощи шайб и шплинтов.
Клапаны. Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жаропрочной стали.
Головка и стержень выпускного клапана полые. Полость заполнена металлическим натрием для лучшего отвода тепла. Оба клапана имеют угол рабочей фаски 45 градусов. Впускной клапан открывается за 36 градусов до ВМТ и закрывается через 52 градуса после НМТ. Выпускной клапан открывается за 70 градусов до НМТ и закрывается через 18 градусов после ВМТ.
На направляющие втулки впускных клапанов устанавливается маслоотражательный колпачок. Он ограничивает расход масла.
Пружины клапанов имеют постоянный шаг витков. Пружина опирается на головку через опорную шайбу, которая служит для центрирования пружины.
Тарелка пружины опирается на торец пружины и плотно охватывает сухари клапана.
Клапаны работают в металлокерамических втулках. Втулки окончательно обрабатываются после запрессовки в головку для предохранения от самопроизвольного смещения.