Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.
Для поддержания наивыгоднейшего теплового режима двигателя и ускорения его прогрева в системе охлаждения установлены автоматически действующий термостат и жалюзи, управляемые водителем. Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 80 градусов.
Водяной насос – центробежного типа.
Полость насоса, в которой циркулирует охлаждающая жидкость, отделена от полости, в которую вмонтированы подшипники, резиновым самоподжимным сальником с уплотняющей шайбой из графитосвинцовой композицией. В углубление крыльчатки устанавливаются пружина, латунные обоймы, манжета, уплотняющая шайба и запираются кольцом.
Вода, просачивающаяся через сальник, стекает наружу через отверстие в корпусе. Это отверстие следует периодически прочищать.
Подшипники смазываются через пресс – масленку, ввернутую в корпус насоса.
Вентилятор шестилопастный, пластмассовый, состоит из двух крестовин, между которыми вклепаны лопасти.
Водяной насос и вентилятор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем. Натяжение этого ремня осуществляется специально натяжным устройством.
Натяжное устройство. Для натяжения ремня привода вентилятора и водяного насоса необходимо ослабить гайку фиксации кронштейна и гайку крепления кронштейна, произвести натяжение ремня рукояткой кронштейна и затянуть обе гайки. Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание самого ремня.
Натяжной ролик. Внутренний подшипник снабжен сальником. При установке этого подшипника сальник должен быть обращен в сторону кронштейна.
При сборке полость подшипников и крышка ступицы ролика заполняются смазкой Литол24
Пробка радиатора закрывает систему охлаждения герметически. Пробка имеет два предохранительных клапана.
Паровой клапан предохраняет радиатор от возможного разрушения в случае чрезмерного повышения давления пара при перегревах двигателя. Пар после открытия клапана отводится через отводную трубку. Воздушный клапан предохраняет радиатор от смятия атмосферным давлением при падении давления в системе вследствие остывания жидкости и конденсации паров. При этом воздух преодолевает усилие пружины, открывает клапан и проходит в радиатор.
Паровой клапан отрегулирован на избыточное давление в системе 45 – 60 кПа. При таком давлении температура воды в системе может достигнуть 110 градусов без закипания.
Воздушный клапан отрегулирован на разрежении в системе 1 – 10 кПа.
Жалюзи состоят из каркаса, шарнирно закрепленных в нем створок и механизма поворота и управления створками, состоящего из системы рычагов, тяг и рукоятки. При вдвинутой рукоятке, размещенной в кабине автомобиля, створки открыты, и воздух свободно проходит через радиатор охлаждения; при выдвинутой рукоятке створки плотно закрывают проход воздуха. Рукоятка и створки жалюзи могут устанавливаться в любом промежуточном положении, регулируя, таким образом, степень охлаждения радиатора.