Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Диагностика системы электрооборудования
Для оценки технического состояния объекта необходимо определить текущее значение с нормативным. Однако структурные параметры в большинстве случаев не поддаются измерению без разборки узла или агрегата, но каждая разборка и нарушение взаимного положения приработавшихся деталей приводят к сокращению остаточного ресурса на 30-40%.
Для этого при диагностировании о значениях структурных показателей судят по косвенным, диагностическим признакам, качественной мерой которых являются диагностические параметры. Таким образом, диагностический параметр – это качественная мера проявления технического состояния автомобиля, его агрегата и узла по косвенному признаку, определение количественного значения которого возможно без их разборки.
При измерении диагностических параметров неизбежно регистрируются помехи, которые обусловлены конструктивными особенностями диагностируемого объекта и избирательными способностями прибора и его точностью. Это затрудняет постановку диагноза и снижает его достоверность. Поэтому важным этапом является отбор из выявленной исходной совокупности наиболее значимых и эффективных в использовании диагностических параметров, для чего они должны отвечать четырём основным требованиям: стабильности, чувствительности и информативности.
Общий процесс технического диагностирования включает в себя: обеспечение функционирования объекта на заданных режимах или тестовое воздействие на объект; улавливание и преобразование с помощью датчиков сигналов, выражающих значения диагностических параметров, их измерение; постановку диагноза на основании логической обработки полученной информации путём сопоставления с нормативами.
Диагностирование осуществляется либо в процессе работы самого автомобиля , его агрегатов и систем на заданных нагрузочных, скоростных и тепловых режимах (функциональное диагностирование), либо при использовании внешних приводных устройств, с помощью которых на автомобиль подаются тестовые воздействия (тестовое диагностирование). Эти воздействия должны обеспечивать получение максимальной информации о техническом состоянии автомобиля при оптимальных трудовых и материальных затратах.
Техническая диагностика определяет рациональную последовательность проверок механизмов и на основе изучения динамики изменения параметров технического состояния агрегатов и узлов машины решает вопросы прогнозирования ресурса и безотказной работы.
Техническое диагностирование – процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определённой точностью. Диагностирование завершается выдачей заключения о необходимости проведения исполнительской части операций ТО или ремонта. Важнейшее требование к диагностированию – возможность оценки состояния объекта без его разборки. Диагностирование может быть объективным (осуществляемым с помощью контрольно-измерительных средств, специального оборудования, приборов, инструмента) и субъективным, производимым с помощью органов чувств проверяющего человека и простейших технических средств.
Таблица 5.1
Перечень диагностических параметров
автомобилей с бензиновыми двигателями
Наименование | Значение для а/м ГАЗ-3110 |
Двигатель и система электрооборудования | |
Начальный угол опережения зажигания | 5¸14° |
Зазор между контактами прерывателя | - |
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя | - |
Падение напряжения на контактах прерывателя | - |
Напряжение аккумуляторной батареи | 14 В |
Напряжение, ограничиваемое реле-регулятором | 13,4¸14,7 В |
Напряжение в сети электрооборудования | 12 В |
Зазор между электродами свечей | 0,80-0,95 мм |
Пробивное напряжение на свечах | 4¸10 кВ |
Электрическая ёмкость конденсатора | - |
Мощность генератора | 900 Вт |
Мощность стартера | 1,5 кВт |
Частота вращения коленчатого вала при запуске двигателя | 1350 об./мин |
Ток, потребляемый стартером | 295 А |
Прогиб ремня привода агрегатов при задаваемом усилии | 8¸10 мм при 4 кгс (4 даН) |
Светоосветительная аппаратура | |
Направление максимальной силы света фар | совпадает с осью отсчёта |
Суммарная сила света, измеренная в направлении оси отсчёта | не менее 20000 кд |
Сила света светосигнальных огней | 700 кд (макс.) |
Частота следования проблесков указателей поворотов | 90±30 мин-1 |
Время от момента включения указателей поворотов до появления первого проблеска | не более 3 |