Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Охрана окружающей среды при строительстве дорог в лесисто-болотистой местности
При пересечении дорогами I – III категорий крупных лесных массивов с целью исключить появление диких животных на проезжей части следует устанавливать специальные ограждения, а в местах массовой миграции животных с целью их пропуска через дорогу – искусственные сооружения типа скотопрогонов или эстакад. В современных условиях важным является комплексное использование древесных отходов, образующихся при расчистке дорожной полосы при прохождении дорог через лесные массивы. Недопустимым является оставление порубочных остатков в кучах вдоль границ полосы отвода, так как в них заводятся древесные вредители, губящие здоровый лес в прилегающих массивах. Совершенно недопустим отвод под дороги особо ценных (сады, виноградники и т. д.) и заповедных земель.
Наиболее резкие гидрологические изменения происходят при пересечении насыпью путей к источникам водного питания болота. Интуитивное стремление проектировщиков проложить трассу через самое узкое место на верховых болотах может привести к опасным последствиям: насыпь превращается в плотину, образует подпор, она вынуждена сама выдерживать гидродинамические нагрузки. При необеспечении пропуска воды через насыпь неизбежно возникнут её перекосы. Строительство насыпей на торфе, несомненно, наносит меньший ущерб сложившейся гидрологии болота, чем выторфовывание. Во всех случаях для насыпей предпочтительнее дренирующие грунты.
В залесённых местах важным элементом является правильная организация расчистки полосы отвода. Валка леса должна выполняться строго в пределах отвода по засечённым створам. Работы ведутся в зимнее время, когда снеговой покров защищает почву. Просеки вырубаются продольными пасеками шириной 20-25 м и длиной 200-400 м. Начинают работы с устройства трелевочного волокна шириной 5-7 м, который размещают только в полосе, предназначенной для земляного полотна. Вывозку древесины а пределами отвода производят по существующим дорогам.
Вывод: На протяжении пикетов 3-8 и 31-40 трасса будет проходить через лесные массивы. Следует осторожно прорубить просеку, выкорчевать пни, вывезти сучья, и только после этого приступать к возведению земляного полотна. В районе пикета 27 трасса пересекает реку, берега которой весьма заболочены. Строительство следует вести так, чтобы не нарушить сложившуюся гидрологию, т. е. чтобы был обеспечен водоток, и земляное полотно не стало плотиной.