Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Параметры карьерных автомобильных дорог
В качестве основного вида автомобильный транспорт получил распространение: при строительстве карьеров, при разработке месторождений, имеющих включения пустых пород; при разработке месторождений малой и средней мощности; при сравнительно небольших расстояниях транспортирования (до 3-4 км); при разработке месторождения, расположенного вдали от магистральных дорог и мощных энергетических ресурсов.
Схемы движения автотранспорта определяются горнотехническими условиями разработки месторождения и направлением транспортирования полезных ископаемых и вскрышных пород. Связь рабочих горизонтов с поверхностью может осуществляться прямыми, спиральными, петлевыми съездами и их комбинацией.
При разработке месторождений с горизонтальным и слабонаклонным залеганием полезного ископаемого при небольшой глубине, а также на нагорных карьерах применяются прямые съезды. В глубоких карьерах с ограниченными размерами в плане получили распространение спиральные съезды. При значительной глубине и при разработке месторождений на склоне горы, когда достигнуть заданных отметок прямым съездом не удается, используются петлевые съезды. В большинстве карьеров распространение получили комбинированные съезды, причем чаще комбинация спиральных и петлевых.
Автодороги в карьерах разделяют:
- по характеру перевозимого груза – на производственные (технологические, служащие для транспортирования полезного ископаемого к пунктам разгрузки и вскрыши в отвалы) и служебные (хозяйственные – для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов и оборудования);
- по условиям эксплуатации – на постоянные (стационарные), рассчитанные на длительный срок эксплуатации, и временные со сроком службы до трех лет, перемещаемые вслед за продвижением фронта работ.
Главным признаком, характеризующим конструкцию и параметры автодороги является грузонапряженность (количество груза с учетом всех видов перевозки в тоннах, переводимое по данному участку дороги в единицу времени), в зависимости от которой дороги подразделяются на три категории:
Грузонапряженность (млн.т брутто в год) при использовании автосамосвалов грузоподъемностью |
Категория дороги | |
до 75 т |
более 75 т | |
свыше 15 |
свыше 25 |
I |
5 + 15 |
8 + 25 |
II |
до 5 |
до 8 |
III |
Основные параметры и конструкция дорог разных категорий должна соответствовать требованиям действующих СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт».
Примерное распределение карьерных автодорог по категориям и средней скорости движения приведено в таблице:
Характеристики и назначение дороги |
Время существования |
Средняя скорость движения км/ч |
Категория дороги |
Постоянные дороги | |||
Главные дороги, связывающие карьер с обогатительной фабрикой, складом, перегрузочным пунктом и т.д. |
Срок разработки месторождения |
до 50-60 |
I |
Главные съезды и заезды в карьер |
То же, но с изменением длины по мере разработки |
до 20-25 |
I |
Магистральные от главных съездов в карьер до отвалов |
Срок существования отвала (8-10 лет) |
до 30-40 |
I |
Заезды на отвалы |
То же |
до 15-20 |
II |
Дороги на поверхности отвала, связывающие ряд участков |
Срок отработки группы горизонтов (3-5 лет) |
до 20-25 |
II |
Временные дороги | |||
Проезды по уступам и заезды к экскаваторам |
Срок эксплуатации горизонта (1-2 года) |
до 10-15 |
III |
Проезды на отвалах и дорогах на отсыпаемых участках |
Срок эксплуатации отсыпаемого участка |
до 10-15 |
III |