Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Ходовая часть
Рама, передний и задний мосты, подвески и амортизаторы.
Рама, передний и задний мосты, подвески и амортизаторы. Рама. Является основным несущим элементом грузового автомобиля. На раму устанавливают, а затем прикрепляют двигатель, агрегаты шасси и кабину кузов. Рама воспринимает нагрузки от массы автомобиля, а также нагрузки, возникающие при движении автомобиля. Рама состоит из двух продольных лонжеронов и несколько поперечных. Лонжероны штампуют из листовой стали в форме швеллера переменного профиля. К лонжеронам и поперечинам приваривают или приклёпывают различные кронштейны, необходимые для крепления соответствующих деталей или агрегатов автомобиля. Сами лонжероны и поперечные соединяют друг с другом сваркой. На легковых автомобилях (ГАЗ-24) роль рамы выполняет кузов, каркас которого представляет собой жёсткую сварную конструкцию, усиленную наружными облицовочными панелями. Общая жёсткость кузова достигается соответствующим соединением стальных панелей облицовки, в которую заформовывают усиливающую арматуру в виде различных тонкостенных профилей. Детали несущего кузова соединяют чаще всего сваркой.
Передний мост, для установки передних управляемых колёс служит передний мост автомобиля. Он предаёт от колёс на кузов или раму автомобиля продольные и боковые силы, возникающие от контакта автомобиля с дорогой. На автомобилях ГАЗ-24 передний мост является поперечной балкой подвески управляемых колёс, которые крепятся жёстко к раме для крепления двигателя. По её краям на шарнирах устанавливают нижние рычаги подвески передних колёс. Каждое колесо подвешивают к поперечине и к кузову независимо от другого колеса, образуя независимую подвеску. На автомобилях УАЗ с передним ведущим мостом балку переднего моста подвешивают к раме кузова на рессорной зависимой подвеске.
Задний мост на автомобилях ГАЗ-24(Волга) и УАЗ задний мост является ведущим и выполнен в виде несущей балки. В средней части моста (картере) расположены главная передача, дифференциал, а полуоси находятся в кожухах, которые запрессованы в отверстие. Мост подвешивают при помощи рессорной зависимой подвески.
Подвеска автомобиля осуществляет упругую связь рамы или кузова с мостами или непосредственно с колёсами, смягчает воспринимаемые или удары и толчки при езде по неровностям дороги. Упругие св-ва подвески достигаются применением упругого элемента, в качестве упругого элемента в подвесках чаще используются металлический лист рессоры и спиральные пружины. Работа подвески основана на превращении удара при наезде колеса на неровность дороги в перемещении упругого элемента подвески, в результате чего сила удара, передаваемого на кузов, уменьшается и плавность хода автомобиля становится лучше. Для гашения колебаний, возникающих в режиме работы подвески применяют специальные устройства-амортизаторы. По характеру взаимодействия колёс и кузова все подвески делятся на зависимые и независимые. Зависимые подвески имеют жёсткую связь меду левым и правым колесом. В результате чего перемещение одного из них в поперечной плоскости передаётся другому и вызывает наклон кузова.
Независимые подвески характеризуются отсутствием жёсткой связи между колёсами одного моста. Каждое колесо подвешено к кузову независимо от другого. В результате при наезде одним колесом на неровности дороги колебания его не передаются другому колесу, уменьшается наклон кузова и повышается устойчивость автомобиля при движении. Передние управляемые колёса автомобилей при любой конструкции переднего моста и подвески устанавливают под определёнными углами наклона в вертикальной и горизонтальной областях для создания наименьшего сопротивления движению, уменьшению износа шин и снижению расхода топлива. Углы установки передних колёс называют углом развала и углом схождения.
Амортизаторы служат для гашения собственных колебаний подвески при езде автомобиля по неровностям дороги. В конструкциях автомобилей применяют жидкостные амортизаторы телескопического типа. Их работа основана на сопротивлении специальной жидкости АЖ-12Т, перетекающей из одной полости амортизатора в другую. Телескопические амортизаторы – двустороннего действия, т.е. гасят колебания подвески при ходе сжатия и при ходе отдачи.