Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Устройство коробки передач
Устройство коробки передач автомобиля ЗИЛ-130. Коробка передач с синхронизатором на третьей-четвертой передачах. Передаточные числа: на первой передаче 6,55; на второй 3,09; на третьей 1,71; на четвертой 1,0; на передаче заднего хода 7,77. Коробка передач крепится к картеру сцепления шпильками.
Основные части коробки: картер с крышкой, первичный вал с шестерней и подшипниками промежуточный вал с шестернями и подшипниками, вторичный вал с шестернями и подшипниками, муфта включения третьей и четвертой передач, блок шестерен заднего хода с осью, механизм переключения передач.
Чугунный картер сверху закрывается крышкой, а в боковых стенках имеет люки подсоединения коробки отбора мощности, при ее отсутствии люки закрываются крышками. На левой стенке картера имеется пробка контрольно-заливного отверстия, а внизу пробка для слива масла. На дне картера установлен грязеуловитель, а в крышке заднего подшипника вторичного вала – сапун. Первичный вал изготовлен заодно с ведущей косозубой шестерней и вращается на двух подшипниках, передний подшипник установлен в расточке коленчатого вала двигателя, задний подшипник расположен в стенке картера коробки. Рядом с ведущей шестерней на валу нарезан зубчатый венец для соединения с муфтой включения прямой (четвертой) передачи.
Промежуточный вал изготовлен заодно со своими шестернями и вращается в картере на одном роликовом (переднем) и одном шариковом подшипниках.
Вторичный вал также двух опорный, его передней опорой является роликовый подшипник, расположенный в расточке первичного вала, задней опорой - шариковый подшипник, установленный в стенке картера.
На шлицах этого вала расположена прямозубая шестерня первой передачи и заднего хода. Эта шестерня может перемещаться по шлицам вдоль вала. Косозубые шестерни второй и третьей передач установлены на вторичном валу свободно, в их отверстиях запрессованы бронзовые втулки, для соединения с валом эти шестерни имеют малые зубчатые венцы. Осевые силы, действующие на валах коробки от зацепления косозубых шестерен, воспринимаются шариковыми радиально-упорными подшипниками.