Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Тормозная система
Каждый автомобиль оборудуют рабочей, запасной и стояночной тормозными системами.
Рабочая тормозная система служит для снижения скорости и остановки автомобиля, запасная тормозная система обеспечивает остановку автомобиля при отказе рабочей тормозной системы. Стоя ночная тормозная система служит для удержания стояния автомобиля. Все три тормозные системы могут действовать независимо друг от друга на колёса или трансмиссию автомобиля. Рабочая тормозная система приводится в действие при нажатии на педаль тормоза и обладает самой большой эффективностью. Запасная тормозная система, являющая частью рабочей тормозной системы, оказывает меньшее тормозное действие на автомобиль, чем рабочая. Её функции исполняют чаще всего исправная часть рабочей тормозной системы и стояночная система, которая приводится в действие от руки водителя. В общем тормозная система состоит из тормозных механизмов(тормозов) и их приводов. Тормозные механизмы препятствуют вращению колёс, в результате чего между колёсами и дорогой возникает тормозная сила, останавливающая автомобиль. Тормозные механизмы размещаются непосредственно в передней и задних колёсах. В ГАЗ-24(Волга) используют колесные тормозные механизмы барабанного типа с гидравлическим приводом. Такой механизм состоит из двух головок с фрикционными накладками, установленных на опорном диске. Нижние концы колодок закреплены шарнирно на опорах, а верхние упираются через стальные сухари в поршни разжимного колёсного цилиндра. Стяжная пружина прижимает колодки к поршням цилиндра, обеспечивая зазор между колодками и тормозным барабаном в нерабочем положении тормоза. При поступлении жидкости из привода в колёс. Цилиндр его поршни расходятся и раздвигают колодки до соприкосновения с тормозным барабаном, который вращается вместе со ступицей. Возникающая сила трения колодок о барабан уменьшает вращение колёс.
После прекращения давления стяжная пружина возвращает колодки в исходное положение. Такая конструкция тормоза способствует неравномерному изнашиванию передних и задних колодок. Чтобы уравнять износ передних и задних колодок длину передних накладок делают больше, чем задних, или рекомендуют менять местами колодки через определённый срок.
Тормозной привод передаёт усилие от ноги водителя на тормозной мех. Он состоит из главного тормозного цилиндра с педалью тормоза, гидровакуумного усилителя и соединяющих их трубопровода, систему привода заполняют тормозной жидкостью (распространены :БСК, «Нева», «роса»). При нажатии на педаль тормоза поршень главного тормозного цилиндра давит на жидкость, которая перетекает к колёсным тормозным механизмам. Поскольку жидкость практически не сжимается, то, перетекая по трубкам к тормозным механизмам, она передаёт усилие нажатия. Тормозные механизмы преобразуют это усилие в сопротивлению вращению колёс и наступает торможение. Если педаль тормоза отпустить, жидкость перетекает обратно к главному тормозному цилиндру и колёса растормаживаются. Гидровакуумный усилитель облегчает управление тормозной системы, т.к. создаёт дополнительное усилие, передаваемое на тормозные механизмы колёс. Для повышения надёжности тормозных систем автомобилей в приводе применяют различные устройства, позволяющие сохранять её работоспособность при частичном отказе тормозной системы. На Волгах применяют разделитель, который автоматически отключает при помощи торможения неисправную часть тормозного привода в момент возникновения отказа.