Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Предпосылки создания конвейера
Эпоха массового производства и экономии от масштаба началась с американской автомобильной промышленности. Компания «Oldsmobile» первая ввела у себя недвижущуюся сборочную линию. После пожара, который уничтожил завод компании в Детройте в 1900 г., «Oldsmobile» заключила договор с местными машиностроительными предприятиями на изготовление и поставку деталей и узлов на вновь построенный завод, где они транспортировались от одного рабочего к другому с целью окончательной сборки. Благодаря этой технологии выпуск автомобилей был увеличен с 400 в 1901 г. до 5 000 в 1903 г. Автомобиль фирмы «Oldsmobile» продавался тогда за $650 и стал первым общедоступным автомобилем в Америке. И все же компании «Oldsmobile» не удалось сделать свой автомобиль массовым. Решил эту задачу гений Генри Форда.
Целью Форда было создать автомобиль, который мог бы купить любой человек независимо от рода его занятий. Этой цели Форд достиг в 1913 г., когда установил первую движущуюся линию сборки. Ровно за 5 лет до этого Генри Лиленд из компании «Cadillac Automobile» поразил мир производством практически безупречных взаимозаменяемых частей, продемонстрировав простой эксперимент. До того как Лиленда осенило, детали обычно производились для конкретных автомобилей и подгонялись с особой точностью, и на это уходило много времени. В 1908 г. Лиленд отправил три «Кадиллака» в Англию, где они были разобраны и их детали были перемешаны с другими компонентами, взятыми с торговых складов. Затем из деталей были собраны три функционирующих «Кадиллака». Быстрый темп работ и экономия стали возможными благодаря использованию взаимозаменяемых деталей.