Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Технико-эксплуатационные показатели работы автобусов
Рейсом называется совокупность операций при движении автобуса от начального до конечного пункта маршрута.
Рис. Время рейса автобуса
t р
Ко1 Ко2
n пр1 n пр 2 n пр 3 n пр 4
t р = t дв + t по * n пр + t ко, (час)
где: t дв – время движения автобуса на маршруте
t по – время простоя автобуса на промежуточных остановках
n пр – количество промежуточных остановок
t ко -
время простоя автобуса на конечных остановках
Ø Время оборотного рейса автобуса
Оборотом называется пробег автобуса по маршруту в обоих направлениях
Тоб = 2 * t р , (час)
Ø Число рейсов автобуса
n р = Тм : t р, (час)
Ø Коэффициент использования пробега () – это отношение пробега подвижного состава с пассажирами ( Lпр) к общему его пробегу (Lобщ) за определенный календарный период времени:
= Lпр: Lобщ
Ø Коэффициент использования вместимости (вм ) – характеризует степень наполнения автобусов пассажирами. Различают коэффициенты статического (вм ст ) и динамического (вм д ) использования вместимости.
Коэффициент (вм ст. ) характеризуется отношением общего числа перевезенных пассажиров за рейс к номинальной вместимости автобуса
вм ст. = q ф : q н
где: q ф – количество пассажиров за рейс
q н – номинальное количество пассажиров, которое автобус может провести за 1 раз.
Поскольку коэффициент статического использования вместимости не отражает зависимости среднего расстояния (lср ) поездки пассажиров, т.е. их сменяемость на маршруте, он мало отражает фактическое использование автобусов и на практике не применяется.
При планировании и анализе работы автобусного парка употребляется (вм д ), который определяется отношением выполненной транспортной работы в пассажиро-километрах к работе, которая могла быть выполнена, если бы на всем протяжении маршрута полностью использовалась номинальная вместимость автобуса.
вм д = (q ф * l ср):(q н * L м * Р)
где: lср – средняя дальность поездки пассажира
L м – длина маршрута
Р – число рейсов за месяц.
Ø Скорости движения автобусов
На пассажирских автобусных перевозках различают:
а) максимальную скорость (Vмах) – скорость, которую позволяет развить конструкция автобуса при полном использовании двигателя
б) допустимую скорость (Vдоп.) – определяется Правилами дорожного движения, исходя из условий безопасности движения и состояния дорог.
Расчетные скорости:
в) техническая скорость (Vт) – это отношение пройденного пути к суммарному времени затрат на движение автобуса на маршруте
Vт = L м : t дв, (км/час)
г) скорость сообщения (Vс) – это скорость автобуса без учета времени простоя на конечной остановке
Vс = L м : (tр – tко), (км/час)
д) эксплуатационная скорость (Vэ) – отношение пройденного автобусного пути к сумме времени, затраченному на движение, задержки по причинам уличного движения, стоянки на промежуточных остановочных пунктах
Vэ = L м : (t дв + t по * n пр + t ко) = L м : tр, (км/час)
Она характеризует состояние и уровень организации автобусных перевозок. При возрастании (Vэ) увеличивается (Vс), сокращаются затраты времени на поездки в автобусах и улучшается культура обслуживания населения автобусным транспортом