Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Диспетчерское управление автобусными перевозками
Ø Простои автобусов на линии по техническим неисправностям
Ø Задержки уличного движения (железнодорожные переезды, светофоры и т.п.)
Ø Нарушение установленного режима движения автобусов (квалификация водителей)
Ø Оперативное изменение в распределении пассажиропотока вследствие задержки других видов городского пассажирского транспорта (отсутствие электроэнергии)
Пути повышения регулярности:
Ø Введение расписания для каждого автобуса
Ø Организация диспетчерского управления и систематического контроля
Ø Введение контроля и учета за движением не только на конечных, но и на промежуточных пунктах
Ø Установление строго ограниченных отклонений от расписания по видам перевозок (городские 1-2 мин; пригородные
3 мин; междугородные
5 мин)
Ø Введение автоматизированного контроля за регулярностью с помощью автоматизированных систем: АСДУ-А, НЭЖАН-300, -600, система «Дистон».
Технические средства диспетчерской связи и управления обеспечивают возможность оперативного съема и передачи информации, контроля и регулирования движения автобусов из одного центра на территорию всего города, и включает:
I.Проводные средства связи
Ø Городскую телефонную связь
Ø Прямая телефонная связь (селекторная)
II.Беспроводные средства связи
Ø Радиотелефонная связь («Алтай»)
Ø Индуктивная связь (ЭКВ связь «Дистон», «Нальмэс»)
Ø Промышленное телевидение (на АВ и АС)
III.Радиорелейные средства связи
Ø Радиорелейные станции
Ø Телетайпы
Ø Факсы.
В работе ЦДС широко применяются автоматизированные системы диспетчерского управления автобусными перевозками пассажиров АСДУ-А, системы «НЭЖАН», «Интервал» и т.д.
Основные функции АСДУ-А:
Ø Контроль за движением автобусов на маршрутах (за регулярностью)
Ø Рациональное распределение автобусов по маршрутам с учетом наличия исправных автобусов, готовых к работе
Ø Составление расписаний и передача их диспетчерам по выпуску подвижного состава
Ø Регулирование движением автобусов
Ø Обобщение информации по показателям работы водителей и АТП в целом
Ø Накопление статистических данных для дальнейшего совершенствования перевозочного процесса.
Организация работы автобусного отделения ЦДС предусматривает различные методы управления по обеспечению регулярной работы автобусов и осуществляется с помощью следующих приемов:
1. Ввод автобуса в расписание за счет повышения скорости сообщения, если опоздание автобуса составляет не более 5% времени рейса
2. Задержка автобуса на конечных пунктах, если водитель прибыл раньше времени по расписанию, то время рейса уменьшается
3. Ввод автобуса в расписание за счет снижения скорости сообщения