Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Качественная характеристика обслуживания населения автобусным транспортом
Перед каждым пассажирским АТП или организацией стоит задача повышения качества обслуживания населения и эффективности использования подвижного состава. Качество обслуживания населения пассажирским транспортом имеет социальное и экономическое значение.
Определены основные направления повышения качества и эффективности использования подвижного состава:
Ø Значительное улучшение перевозок трудящихся на работу и с работы, а также перевозок в сельской местности
Ø Строгое соблюдение графиков движения пассажирского транспорта
Ø Расширение маршрутной сети
Ø Улучшение обслуживания перевозками детей и т.д.
Основными причинами, вызывающими недостатки в организации обслуживания населения являются:
Ø Неудовлетворительная организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава
Ø Недостаточная насыщенность маршрутной сети автобусами
Ø Слабое использование передовых методов организации транспортного процесса на линии, в АВ и АС
Основные задачи управления качества являются:
1. Разработка нормативов качества
2. Определение и уточнение требований к качеству перевозок применительно к данному городу на основе улучшения роста требований к качеству и достижений в области управления качеством (АСДУ-А), «НЭЖАН» и т.п.
3. Планирование повышения уровня качества
4. Разработка организационно-технических мероприятий по совершенствованию транспортного производства на всех его участках с целью достижения установления нормативов качества
5. Развитие и постоянное совершенствование производственно-технической базы для обеспечения высокой эксплуатационной надежности подвижного состава
6. Моральное и материальное стимулирование повышения качества труда отдельных работников и коллектива предприятия в целом
7. Обеспечение оперативной информации об эффективности и качестве труда на всех участках производства, анализ этой информации для выявления отклонений от нормативов и устранение причин, вызывающих отклонения
8. Контроль за реализацией разработанных мероприятий.
Нормативы показателей качества перевозок пассажиров автобусами
Качество пассажирских автобусных перевозок определяется совокупностью показателей, характеризующих уровень удовлетворения потребностей пассажиров в транспортном обслуживании.
К основным показателям качества перевозок пассажиров относятся:
Ø Комфортность поездки (направление автобуса и регулярность движения их на маршрутах)
Ø Время, затрачиваемое пассажирами на передвижение (плотность транспортной сети, скорость сообщения, потребное число автобусов на маршруте, пересадочность и т.д.)
Ø Безопасность перевозки
Ø Вежливость со стороны персонала
Ø Тяжесть дорожно-транспортных происшествий.
Условиями, определяющими эти показатели, являются:
Ø Плотность автобусной сети
Ø Частота и интервал движение автобусов
Ø Регулярность движения автобусов на маршрутах
Ø Состояние информации и реклама о работе пассажирского транспорта
Нормативы качества
I. Наполнение автобусов:
Ø Городское сообщение - исходя из числа мест сидения и свободной площади пола салона на одного стоящего пассажира в размере 0,2 м2, например ЛАЗ-672-8, ЛАЗ-695М-6, ЛИАЗ-677-7, ЛИАЗ-677Б-8, ИКАРУС-260(280)-7
II. Коэффициент наполнения автобусов
Ø Городские автобусы – не более 0,28 в часы «пик» - 0,730,78 (в зависимости от типа подвижного состава)
Ø Пригородные автобусы – не более 0,56
Ø Междугородные автобусы – 0,80,9
III. Регулярность движения
Ø На городских и пригородных маршрутах не менее 98%
Ø На междугородных маршрутах - 100%
IV. Плотность маршрутной сети
Ø До 100 тыс. жителей – 1,41,6 км/км2
Ø От 100 до 250 тыс. жителей – 1,82,0 км/км2